Главная » Adobe Illustrator CS5 » ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ


ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ

ЦВЕТОДЕЛЕНИЕ
Когда цветное изображение выводится на цветной принтер, то скрыто и усеченно происходят те же процессы, которые характерны для полиграфической печати (цветоделение и растрирование), и их автоматическое выполнение обеспечивается параметрами и установками принтера. При подготовке изображения для полиграфического исполнения этими процессами необходимо управлять целенаправленно, сообразуясь с поставленной задачей и с требованиями совершенно конкретного полиграфического предприятия (сервис-бюро и типографии).
В общем случае цветоделение представляет собой разделение цветного изображения таким образом, чтобы оно снова было получено в результате печати несколькими одноцветными формами.

Способы цветоделения
Для репродуцирования цветных изображений типографским способом их подвергают разделению на несколько изображений таким образом, что будучи напечатанными с точным совмещением (приводкой) определенными цветами воспроизводится оригинальное цветное изображение. Процесс разделения изображения называется цветоделением (color separation) и является неотъемлемым этапом допечатной подготовки изданий (prepress).
Цветоделение может выполняться двумя основными способами.

Полноцветные изображения (сканированные фотографии, живописные произведения и прочие реалистические изображения) разделяются на отдельные изображения, печать которых осуществляется стандартными полиграфическими (триадными) красками: голубой (Cyan), пурпурной (Magenta), желтой (Yellow) и черной (Black).

Изображения, использующие плашечные цвета с ясно выраженными локальными цветами (логотипы, шрифт, декоративные элементы), делятся на отдельные изображения для каждого плашечного цвета., Их печать осуществляется смесевыми красками в соответствии с той или иной библиотекой, например, PANTONE. У плашечных цветов гораздо шире цветовой охват, поскольку краска для печати готовится заранее и в нее могут быть внесены любые добавки, придающие ей необычный оттенок (например, "позолоченный", "неоновый", "флуоресцентный" и другие). Слой с плашечным цветом может использоваться для создания форм тиснения или нанесения лакового слоя.

Если документ содержит полноцветные изображения и объекты с плашеч-ными цветами, то цветоделение может быть выполнено на полиграфическую триаду с конвертированием плашечных цветов, но может иметь место и сочетание того и другого способа: кроме четырех полос для полиграфических красок могут быть выведены и отдельные полосы для каждого плашечного цвета, в том числе, для дополнительной печати флуоресцентными, металлизированными красками или лаковым покрытием.
Обеспечение цветоделения заключается в подготовке аппаратной части (в частности, калибровка монитора), подготовке документа (например, создание треппинга, определение цветовой палитры), установке параметров цветоделения с учетом требований печатного процесса.

Этап 1. Калибровка монитора
В цветных мониторах цвет синтезируется оптическим смешением трех базовых цветов— красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue), образующих цветовую модель RGB. В этой же модели происходит сканирование цветных иллюстраций.
Полиграфическая печать работает с цветовой моделью CMYK, которая является математической моделью материальных (неидеальных) красителей. Поэтому цветовое пространство модели RGB не может быть адекватно конвертировано в цветовое пространство, которое может передать сочетание материальных красителей. В связи с этим возникает проблема цветового охвата, о котором подробнее рассказывается в главе 4.
Чистые и яркие цвета монитора хороши, например, для компьютерного слайд-фильма, презентации, но если редактируемое изображение предназначено для полиграфического исполнения, то чрезмерная яркость и очень широкий диапазон цветов могут служить помехой для верного представления полиграфического результата.
В связи с этим возникает необходимость настроить монитор таким образом, чтобы мйбражение на нем более или менее "приближалось" к полиграфическому гвййску.
В состав программы Adobe Illustrator CS5 включена система управления цветами CMS (Color Management System), которая позволяет имитировать отображение на экране в соответствии с установленными профайлами устройств, в частности, монитора и выводного принтера. Смотрите об этом в главе 4.
Этап 2. Проверка цветов в документе
После того как выполнена калибровка монитора, цвета в документе могут выглядеть несколько иначе. В связи с этим нужна тщательная проверка цветов на предмет соответствия общему замыслу и изменения, если требуется, цветовых акцентов.
Кроме того, необходимо четкое представление о дальнейшей "печатной судьбе" данного документа.
В процессе работы над изображением можно использовать как стандартные триадные цвета (process colors), так и плошечные цвета (spot colors), а также их произвольное сочетание. В процессе цветоделения все плашечные цвета могут быть конвертированы в триадные. Однако при необходимости плашечные цвета могут быть выведены отдельно для дополнительных печатных прогонов. О технической реализации этих возможностей необходимо заранее проконсультироваться у исполнителей (заведующим производством, технологом цветной печати и печатником).

Nota Bene. Кроме того, следует обратить внимание на некоторые приемы оформления, в частности на градиентные растяжки, которые эффектно могут отображаться на экране монитора, а в результате печати превратиться, например, в не радующую глаз совокупность цветных полос.

 

 

Цветоделение градиентных растяжек
Если в дизайне печатного издания нельзя обойтись без растяжек (и общую композиционную завязку построить на других эффектах), то следует придерживаться рекомендаций, предлагаемых разработчиками программы.

Если в растяжке используются два триадных цвета, то ее цветоделение происходит обычным образом: на четыре цветоделенных полосы (или меньше в зависимости от состава цветов).

Если в растяжке используются два плашечных цвета, то в результате цветоделения образуются две дополнительные цветоделенные полосы для каждого плашечного цвета. Если это сделано преднамеренно, то необходимо для каждого цвета установить различные углы наклона растров. Для того чтобы получить растяжку на одной полосе, необходимо использовать переход от 100% плашечного цвета к 0% того же цвета. Следует обязательно проконсультироваться в типографии относительно линиатуры для плашечных растяжек

<Нельзя использовать в растяжке сочетание плашечных и триадных цветов./td>

Нужно использовать такую линиатуру растра, которая обеспечивает передачу 256 градаций серого. Это необходимо для того, чтобы передать плавность перехода одного цвета в другой и исключить появление слишком резких границ. Как правильно рассчитать линиатуру, смотрите в следующем разделе.

Не следует превышать оптимальных размеров растяжки. Как рассчитать размер растяжки, смотрите далее в разделе "Максимальная длина растяжки" этой главы.</I< td>

Градиентная сетка, в которой используются различные оттенки одного и того же плашечного цвета, выводится на одну форму, а если используются различные цвета, то она будет преобразована в триадные цвета.

Необходимо по возможности избегать очень контрастных растяжек (от самого светлого до самого темного).

При выводе документа с растяжками на устройства, использующие язык PostScript Level 1, возможны замедление печати или исключение растяжек. При возникновении таких проблем стоит установить флажок Compatible Gradient and Gradient Mesh Printing (Совместимая печать градиентов и градиентных сеток) раздела Printing & Export (Печать и экспортирование) диалогового окна Document Setup (Параметры документа), которое выводится на экран одноименной командой меню File (Файл). В этом же разделе следует обратить внимание на флажок Use Printer’s Default Screen (Использовать растр принтера по умолчанию) с тем, чтобы опытным путем определить, какая печать предпочтительнее: технология растрирования фирмы Adobe (флажок снят) или технология растрирования, принятая в установках принтера. Для принтеров с низким разрешением (600 dpi и ниже) предпочтительнее технология фирмы Adobe.

При создании документов с градиентными сетками (gradient mesh) необходимо ориентироваться на принтеры третьего поколения — принтер с интерпретатором языка PostScript Level 3.

 

 

Если такового не имеется, то градиентная сетка конвертируется в точечное штриховое изображение (это касается и принтеров с интерпретатором языка PostScript Level 2 с той разницей, что градиентная сетка преобразуется в точечное изображение с разрешением 150 dpi). В любом случае следует провести некоторые предварительные эксперименты с такими сложными объектами для печати, каковыми являются градиентые заливки и градиентные сетки.

Соотношение разрешения и линиатуры
Соотношение существующего разрешения выводного устройства и задаваемой линиатуры растра может привести к тому, что количество возможных оттенков, передаваемых при этих условиях, окажется много меньше 256.
Например, при печати на офисном лазерном PCL-принтере с разрешением 600 dpi и с линиатурой 60 Ipi теоретически можно передать только 100 оттенков, а фактически (в силу разных причин) и того меньше.
Приводимая ниже таблица поможет выбрать приемлемую линиатуру растра для обеспечения 256 оттенков серого цвета.

Разрешение выводного устройства (dpi)

Максимальная линиатура (lpi)

Разрешение выводного устройства (dpi)

Максимальная линиатура (lpi)

300

19

1693

106

400

25

2000

125

600

38

2400

150

900

56

2540

159

1000

63

3000

188

1270

79

3252

203

1446

90

3600

225

1524

95

4000

250

Nota Bene. При этом следует иметь в виду, что обеспечение 256 оттенков серого цвета отнюдь не свидетельствует о хорошем качестве изображения, например, в передаче мелких деталей, особенно на устройствах с низкой разрешающей способностью.

Comments are closed.