Главная » Adobe InDesign CS5 » Форматирование абзацев


Форматирование абзацев

Форматирование абзацев
Настоящая глава посвящена определению атрибутов абзаца. Это свойства текста, которые задаются для всего абзаца целиком и остаются неизменными на всем его протяжении.
Параметры абзаца
Атрибуты абзаца, в отличие от атрибутов символов, могут несколько отличаться по способу задания и по сути в различных программах работы с текстом. Однако можно выделить несколько общепринятых атрибутов, а именно:

  • Тип выключки — по правому краю полная, по левому краю, по центру - Размер межсимвольных интервалов — Величина пробелов между словами
  • Параметры переноса абзаца на другую страницу — минимальное число остающихся и переносимых строк, запрет и разрешение на разбиение абзаца
  • Установки переносов: зона переноса, разрешенное число смежных переносов, минимальное число букв, остающихся на предыдущей строке и переходящих на следующую.
  • Величина автоинтерлиньяжа, расстояние между строками, определяемое программой автоматически
  • Отбивки, расстояния между абзацами — Линейки над и под абзацем
  • Отступы, сдвиг первой или всех строк абзаца влево или вправо от границы текстового фрейма
  • Позиции табуляции, задание положения табуляторов в данном абзаце
  • Выравнивание по базовым линиям страницы. Приведение базовых линий строк в координатной сетке с произвольным шагом

 

Признак конца абзаца и непечатаемые символы
Если вы хотя бы немного знакомы с набором текстов в любом редакторе, понятие абзаца для вас интуитивно ясно. Это последовательность символов, которая заканчивается особым служебным символом — признаком конца абзаца. Каждый раз, когда вы нажимаете клавишу <Enter>, в текст вставляется признак конца абзаца. Текущая строка на нем обрывается, и весь текст, лежащий справа от места ввода (Enter), перемещается на новую строку. Абзац является минимальной структурной единицей, к которой могут быть применены многие атрибуты форматирования, такие как"* выключка (выравнивание текста по горизонтали), красная строка, метод расчета интерлиньяжа, установка позиций табуляции, управление переносами, линейки, отбивки и многие другие. Элементы форматирования абзаца нельзя задать для одного символа или группы символов, не составляющих абзац, они задаются для всего абзаца в целом. В отличие от атрибутов форматирования абзаца, атрибуты форматирования символа (такие как начертание, кегль или кернинг) можно задать для любого числа литер. Такая система форматирования часто затрудняет работу, но, с другой стороны, облегчает верстку. Не нужно следить за аккуратным выбором всего форматируемого текста — достаточно поместить текстовый курсор внутрь абзаца и задать требуемые значения в управляющей палитре и диалоговых окнах.
В InDesign невозможно выделить или отредактировать этот символ. Однако увидеть его можно. Для этого выберите команду Show Hidden Characters меню Type. В текущем документе станут видны скрытые символы: признаки конца абзаца, признаки конца строки (переход на новую строку без начала нового абзаца), табуляторы и пробелы разных видов
Разрыв строки
Иногда бывает необходимо принудительно распределить текст по строкам в пределах одного абзаца. Проще всего это сделать с помощью признака разрыва строки (принудительный перенос строки). Он вводится в текст клавиатурным сокращением <Shift>+<Enter>. Признак разрыва строки не виден в главном окне публикации, но в окне редактора материалов он становится виден при включении режима отображения табуляции и признаков конца абзаца. Признак разрыва строки отображается в виде сломанной стрелки в режиме показа непечатаемых символов. Разрыв строки и конец абзаца похожи, но путать их не следует — первый просто прерывает строку, второй — начинает новый абзац, атрибуты которого могут отличаться от предыдущего.
Типы выключки
Выключкой строк называется характер размещения текста на странице. Скорее всего, вы уже знакомы с этим атрибутом форматирования по работе с текстовым редактором. InDesign, способен выполнять как вертикальную, так и горизонтальную выключку строк. Тип выключки определяет вид текста.
Как и во многих текстовых процессорах, в InDesign применяются следующие типы выключки по горизонтали:

  • Выключка по левому краю. Массив текста выравнивается по левой границе колонки с учетом отступов и отбивок. Первые символы каждой строки выравниваются по вертикали, последние символы в строке располагаются свободно, образуя рваный правый край.
  • Выключка по правому краю. Зеркальное отражение выключки по левому краю. Символы выравниваются.
  • Выключка по центру. Текст располагается в середине строки. Программа вычисляет общую ширину всех символов данной строки с учетом пробелов и межсимвольных интервалов, делит эту величину пополам, и совмещает найденную середину строки со средней линией текстового блока.
  • Выключка по формату. Крайние символы в правой и левой части строки располагаются по границам блока (с учетом отступов и отбивок), а текст строки равномерно распределяется между этими крайними точками. Последняя строка абзаца не растягивается.
  • Полная выключка. Все строки абзаца, включая последнюю, растягиваются по формату. При этом межсимвольные пробелы в отдельных строках могут возрасти до нескольких сантиметров. Полную выключку называют принудительной.

Из этих типов только первые два — по левому краю и по формату обеспечивают нормальную читаемость. Они и используются для набора массива текста.
Какой из типов выключки предпочесть, зависит от жанра и цели публикации. Выключка по левому краю придает тексту неформальный вид, разные просветы в конце строк создают ощущение рукописи. Такой тип форматирования принят в технической документации, журнальных статьях. Приверженцы форматирования по левому краю говорят о том, что рваный край строки создает естественные опорные точки, своеобразные "ступеньки" для глаза читающего, упрощая ориентацию. Их противники утверждают, что при таком расположении текста глаз каждый раз в конце строки сталкивается с неожиданностью (ведь каждая строка заканчивается в другом месте), что замедляет чтение.
Текст, выключенный по формату, смотрится однородным и более темным. Ровные края колонки придают такой публикации традиционный вид. Это наиболее распространенный способ верстки книг, газет и журналов. Сторонники этого способа выравнивания настаивают, что в тексте, выключенном по формату, где есть ровная граница колонки, схема движения глаза упрощается и скорость чтения повышается.
Все остальные типы выключки снижают удобочитаемость и в основном тексте применяются редко. Выключка по центру и полная используются для оформления заголовков, шмуцтитулов, плакатов, открыток. Выключкой по правому краю иногда набирают небольшие вспомогательные объемы текста, например пояснения на полях, предисловия. Этот тип выключки общепринят для набора эпиграфов и посвящений. Полная выключка используется в оформлении текста очень крупного кегля, набранного шрифтом без засечек. Она используется довольно часто, и иногда очень удачно. Эта же выключка применяется в создании логотипов, когда текст превращается в элемент графического дизайна.
Выключки по центру, по формату и по правому краю украшают массив текста, однако пользоваться ими следует умеренно. Избегайте набирать таким способом длинные абзацы и текст мелкого кегля. Что толку от оригинальной публикации, если ее трудно прочесть?

Comments are closed.