Главная » Adobe InDesign CS5 » Форматирование символов


Форматирование символов

Форматирование символов
Основное отличие пакета верстки от текстового процессора — возможность достижения очень высокого качества публикации. Разместить картинки и набрать текст можно и в текстовом редакторе. Но часто бывает так — публикация напечатана в цвете, на хорошей бумаге и с красивыми иллюстрациями. А выглядит небрежно, неряшливо. Бывает (реже) и обратная ситуация — несмотря на скромное оформление и недорогую бумагу издание смотрится профессионально и красиво. Скорее всего, дело здесь в качестве верстки. Это прежде всего правильное размещение текста набора. Шрифт и размеры букв и символов подбираются в соответствии с целями публикации и параметрами страницы. Интервалы между символами и словами устанавливаются так, чтобы текст выглядел как можно более равномерно, заполнял отведенную ему площадь и легко читался. То же касается и других параметров — расстояний между строками, оформления таблиц, специальных текстовых эффектов и пр. Все они должны быть выверены до десятых долей миллиметра. Если ваша публикация отлично сверстана, она уже будет смотреться профессионально.
Данная часть книги посвящена как раз тексту. Она очень важна для последующей работы. Здесь будут освещены следующие темы:

  • Шрифты и гарнитуры
  • Атрибуты и способы форматирования символов
  • Кегль
  • Интерлиньяж
  • Межсимвольные и межсловные интервалы
  • Кернинг и трекинг
  • Базовая линия строки

 

Шрифт
Основной целью любого документа, будь это учебник, записка, рекламный плакат, является передача информации — от учителя к ученику, от автора к читателю, от производителя к покупателю и др. Ее носителем в данном случае выступает текст, написанный от руки или напечатанный. При передаче информации в письменном виде принято, чтобы все буквы были чем-то похожи друг на друга, поскольку это облегчает восприятие текста. Если мы пишем послание от руки, то стиль начертания букв называется почерком. В случае печатного слова характер изображения символов текста мы назовем шрифтом.
Каждый из шрифтов имеет свои художественные особенности. Несмотря на большое разнообразие, практически во всех шрифтах можно выделить общие элементы. На представлены основные элементы шрифтов.

Гарнитура
В настоящее время шрифтом называют набор символов данного рисунка. Шрифты объединяются в гарнитуры.
Раньше в шрифте определялся и размер символов. В настоящее время слово шрифт обозначает более широкое понятие. Однако употребление терминов "шрифт" и "гарнитура" в качестве синонимов все же некорректно.
Гарнитура — это шрифт или группа шрифтов, имеющих одинаковый стиль и дизайн. Шрифты в гарнитуре могут различаться по толщине штрихов, наклону, соотношению ширины и высоты. Они могут быть светлыми и жирными, широкими и узкими, прямыми, наклонными и курсивными. Каждая гарнитура имеет имя. Например, AvantGarde, к которой относятся такие шрифты: Avan+Garde, AvantGarde, AvantGarde, AvantGarde.
Группы шрифтов
В какой-то мере шрифты являются произведениями искусства. Поэтому их невозможно строго классифицировать. Многие из ныне используемых гарнитур созданы давно (например, "Академия", "Баскервиль", "Тайме", "Авангард"), другие придуманы недавно. Все элементы в качественном шрифте гармонично сочетаются, образуя настоящее произведение искусства, выполненное художником-графиком.
По применению шрифты условно делятся на наборные, заголовочные и декоративные (акцидентные). Первые применяются для набора больших объемов текста — книг, статен и др. Это шрифты с тонкими штрихами, простым рисунком и засечками (серифами). Страница, напечатанная таким шрифтом, легко читается даже если размер символов (кегль) очень мал. Заголовочные шрифты обычно имеют более толстые штрихи, не имеют засечек и хорошо смотрятся в крупном кегле. Декоративные шрифты имеют произвольный рисунок символов, применяются только для коротких заголовков, которые можно рассматривать скорее как элементы дизайна. Кроме того, есть еще символьные шрифты. Они вместо букв содержат различные символы, рисунки и т. д. и применяются, разумеется, не для набора текста, а для создания графических объектов, формул, чертежей и т. д. Примеры шрифтов всех этих типов приведены. Разумеется, эта простейшая классификация не является строгой и исчерпывающей. Многие шрифты, в том числе и распространенные, нельзя отнести ни к одному из типов. Есть шрифты универсальные, такие как "Гельветика", они применяются как в крупном кегле (заголовки), так и в мелком (набор).
Существует множество классификаций шрифтов. Каждая из них делит шрифты на много классов и подклассов. Примеры классификаций — ГОСТ, Windows, PANOSE.
Типы шрифтов

Рубленые (Sans Serif)

С засечками (Serif)

Акцидентные (декоративные)

Символьные (Symbol)

Arial

Times New Roman

 Засечки (серифы) — это горизонтальные штрихи, располагающиеся сверху и снизу основного штриха. Серифы оттеняют силуэт буквы, делая шрифт более читаемым и менее "суровым", чем рубленый шрифт.
Кроме прямого назначения — передачи информации — шрифты, использованные в публикации, являются элементом дизайна. Большинство гарнитур, особенно те, рисунок которых необычен, имеют стиль и настроение. Так, "Итальянская узкая" напомнит о салунах Дикого Запада (или о революционных плакатах 1917 года), "Европа" придаст тексту уверенный и современный вид, Lithos стилизует надпись под греческие письмена, высеченные в камне. Allegro придаст публикации вид дамского альбома, Plain Script сделает страницу неформальной, словно написанной от руки. Для текста детской книжки подойдет шрифт SchoolBook (он хорошо читается), а для заголовков — Dolores ("веселая" гарнитура). Для финансового отчета фирмы вы воспользуетесь абсолютно строгим Times в сочетании с несколько претенциозным Optima. Для заголовков туристского рекламного буклета по Москве подойдет Izhitsa (откровенный псевдорусский шрифт, похож на московский ГУМ) или Slavianic, а по Петербургу — Academy и Baltica.
Теперь, с развитием технологии PostScript, появился огромный выбор гарнитур на все случаи жизни, и число их быстро растет. Дизайнер стал абсолютно свободным в выборе шрифтового оформления и связан лишь собственным (и клиента) вкусом и здравым смыслом. В такой ситуации можно подбирать гарнитуры по характеру публикации. Гарнитуры не только должны соответствовать типу издания, но и гармонично сочетаться между собой. Со вкусом выбранное сочетание гарнитур придает даже скромной публикации профессиональный вид, и наоборот, неподходящие или несовместимые шрифты вызывают у читателя раздражение.
Декоративный шрифт запоминается, становится легко узнаваемым и если используется в изданиях постоянно — надоедает. При выборе шрифта для заголовка избегайте тех, которые вы постоянно видите на рекламных щитах, газетных объявлениях и пр. Если они стали раздражать вас, они так же будут действовать на потенциальных читателей.
Для достижения хорошего качества текста опытным путем выработаны правила выбора гарнитур. Так, рубленые обычно используются для заголовков, с засечками — для основного текста. Рубленые шрифты хуже читаются в мелком кегле, чем шрифты с серифами (исключения составляют такие шрифты, как News Gothics и Franklin Gothics, специально предназначенные для набора в мелком кегле).
Кегль — вертикальный размер символов шрифта, включает в себя высоту литеры и свободного пространства над и под ней (оплечиков). О кегле подробнее.
Для основного текста следует использовать наиболее читаемый, а именно прямой светлый шрифт. Заголовок, занимающий менее трех строк, лучше набрать пожирнее, чем основной текст, если заголовок имеет три и более строки, то он и основной текст могут быть одинаковой жирности. Гарнитуры заголовка и основного текста должны быть совместимы, часто хорошо смотрится сочетание похожих гарнитур, но одинаковых гарнитур одного начертания для текста и заголовка лучше избегать.
При работе над публикацией не теряйте из виду главную цель любого документа — он должен служить средством общения. Публикация должна быть легко читаемой. Перед тем как принимать решение об окончательном дизайне, сделайте пробный отпечаток одной страницы и попробуйте прочитать его с расстояния вытянутой руки. Если это сделать трудно, то, возможно, придется изменить гарнитуры на более читаемые, или поработать с интерлиньяжем, кеглем, трекингом текста. Учтите, что лазерный принтер печатает с разрешением в 5—10 раз меньшим, чем разрешение фотонабора. Поэтому при печати на принтере штрихи будут гораздо толще, чем на пленках, выводимых на фотонаборном автомате. Чем меньше разрешение принтера, тем толще будут буквы.
Интерлиньяж— межстрочное расстояние, кернинг и трекинг определяют межбуквенные пробелы. Подробнее об этих параметрах далее в этой главе.
И, наконец, о чувстве меры. Принято, чтобы на каждой странице использовалось не более трех (а лучше двух) наборных гарнитур и не более одной декоративной. В противном случае, вместо привлечения внимания читателя достигается обратный эффект — глаза разбегаются от пестроты, и читать не хочется.

Comments are closed.