Главная » Adobe InDesign CS5 » Интервалы


Интервалы

Интервалы
Размер символа пробела является таким же полноправным атрибутом гарнитуры, как и рисунок букв. Однако в современных программах для работы с текстом пользователь может изменить это значение. При верстке, в зависимости от целей, вы вправе задавать различные параметры пробела. Чем больше пробел, тем более светлым, просторным будет массив текста, и тем больше места на странице он займет (рис. 7.3). Обычно для наборного текста оптимальной является исходная, не измененная ширина пробела. В заголовках же и в других фрагментах, набранных крупным кеглем, пробел может потребовать регулировки.
При разработке шрифта кроме рисунка литеры и ширины пробела задается и межсимвольное расстояние. Оно определяется величиной оптического поля буквы. Оптическое поле состоит из ширины собственно символа и боковых полей, примыкающих к нему. Величина бокового поля входит в состав шрифта, а не проявляется при наборе как кернинг и трекинг. Межсимвольное расстояние складывается из боковых полей соседних букв. В программах верстки оно также может быть изменено. Этот параметр меняют обычно незначительно, в пределах 5—10%, однако его влияние на внешний вид и объем текста весьма велико (рис. 7.4). Многие специалисты советуют избегать самостоятельной регулировки межсимвольного расстояния, говоря, что это искажает оптическое поле литер и приводит к порче внешнего вида текста.
Определенные пользователем параметры интервалов точно соблюдаются лишь для текста с рваным краем. Для выключенного по формату текста ширина пробела колеблется в зависимости от плотности заполнения строки. В этом случае задается уже не один параметр пробела, а три — минимальный, желаемый и максимальный. Руководствуясь этими значениями, программа увеличивает или уменьшает расстояния между символами и пробелы между словами, чтобы уложить текст в отведенные рамки. Стараясь соблюсти желаемые значения, она при необходимости увеличивает или уменьшает интервалы, но не более, чем на заданные допустимые отклонения. Для соблюдения интервалов используются автоматические переносы слов и в редких случаях — также автоматически — производится подстройка ширины символов. Случается, однако, что выполнить корректировку межсимвольных интервалов с учетом заданных значений в данной строке невозможно. Так бывает, например, если в тексте много слов, которых нет в словаре переносов, или в случае выбора слишком крупного кегля для данной длины строки. В этом случае программа верстки выполняет выключку как может. В результате на строке может быть расположено слишком мало символов, расстояния между ними становятся гораздо больше, чем в остальном тексте. Такая строка называется жидкой. Если символов слишком много, то образуется плотная строка. В InDesign, как и в других современных пакетах обработки текста, такие строки выделяются подсветкой. При взгляде на страницу пользователь сразу видит, где требуется его вмешательство — в какой строке требуется вставить ручной перенос, изменить кернинг или трекинг и пр.
Подстройка ширины символов
Абсолютное значение ширины символов задается отдельно для каждого символа текста. Однако при размещении выключенного по формату текста имеется принципиальная возможность задания интервала колебания ширины символов для абзаца. Задается желаемая, максимальная и минимальная ширина. Изменение значения желаемой ширины приводит к согласованной корректировке ширины в пределах абзаца. Далее при размещении программа руководствуется этим значением, при необходимости уменьшает или увеличивает ширину символов, но не более, чем на значения, заданные для минимальной и максимальной ширины.
Отступы
В подавляющем большинстве программ обработки текстов отдельно задаются расстояние от левого края колонки до начала строк текста (отступ слева), расстояние от правого края до конца строки (отступ справа) и расстояние от левого края до начала первой строки каждого абзаца (абзацный отступ). Все три типа отступов являются атрибутами абзаца. Кроме того, существует понятие оптического отступа.
Отступы слева и справа применяются для верстки заголовков, стихов, эпиграфов. Иногда верстка с отступом используется и в основном тексте, в этом случае на образовавшемся поле можно расположить иллюстрации, заголовки-форточки и прочие элементы оформления. Такая верстка уместна при оформлении учебников и журнальных статей.
С помощью абзацного отступа оформляются красные строки (рис. 7.7, а). Кроме того, хорошим средством выделения является висячий отступ (рис. 7.7, б), также создаваемый средствами абзацного отступа.
С помощью красных строк абзацы текста отделяются друг от друга. Глаз читателя использует красные строки как опорные точки и легче воспринимает такой текст. Величина красной строки в публикациях разных издательств и особенно разных лет издания сильно меняется, в более старых изданиях красная строка была больше, ее величина доходила до двух круглых шпаций. В настоящее время стандартная величина абзацного отступа (красной строки) равна круглой шпации.
Красная строка не нужна для первого абзаца
Избегайте применения красной строки в двух случаях — в многострочном заголовке и в первой строке после заголовка. И то, и другое некрасиво.
Висячий отступ — другой способ отделения абзацев. Его можно применить для создания эффектного макета или просто верстки с подчеркнутой структурой. Текст, смещенный за границу колонки, привлекает внимание, даже если его цвет и кегль остались неизменными. При этом он ненавязчив, не "лезет в глаза". Прием выделения с висячим отступом поэтому очень хорош в учебниках, технической документации. Если поместить в начало каждого абзаца его основную мысль, тезис, или подзаголовок, то такой страницей можно пользоваться как опорным конспектом — основные положения темы будут сразу бросаться в глаза. Висячий отступ также очень широко используется при оформлении нумерованных списков (совместно с табуляцией).
Особый тип отступов — оптический. Поскольку знаки и буквы текста имеют разную конфигурацию, то границы колонок реального текста выглядят неровными. "Вмятины" образуются в местах переносов, кавычек и других знаков препинания, а также символов "A", "W" и других — т. е. там, где символ занимает только небольшую часть строки по вертикали. Для устранения этого дефекта некоторые символы в тексте делают висячими, т. е. выдвигают за край колонки. InDesign способен отслеживать необходимость вывешивания знаков пунктуации и символов автоматически. В результате края колонки текста становятся гораздо более ровными. Оптический отступ не является атрибутом абзаца. Он задается для всего материала, поэтому мы рассмотрим этот вид отступа в главе 9, где обсуждаются понятия фреймов, материалов и другие, связанные с размещением текста и графики в программе.
Отбивки
Отбивки — это дополнительное к интерлиньяжу свободное пространство над и под абзацем. Отбивками выделяются заголовки, подписи под рисунками. Иногда выделение отбивками используется вместо красной строки, т. е. все строки абзаца начинаются без отступов, одинаково, но каждый из них отделен от других отбивкой с двух сторон. Система верстки с отбивками более молодая, чем верстка с красными строками. Она принята в большинстве стран при составлении технической литературы. Распространено мнение, что система верстки с использованием отбивок придает более элегантный вид документу, и текст его легче читается.
Выбор разделения абзацев
Разумеется, при верстке вам придется придерживаться какого-то одного способа разделения абзацев основного текста — либо красной строкой, либо отбивкой. Выбор разделителя в большой степени определяет вид полосы набора (рис. 7.8, ср. также и). При выборе рекомендуем вам исходить из целей публикации. Публикация, сверстанная с использованием красных строк, смотрится более привычно для русскоязычного читателя, обычно, таким образом, верстают в настоящее время художественные книги. Это придает книге солидный, респектабельный вид, особенно, если не полениться и подобрать подходящий шрифт (очень хорошо в таком случае пользоваться гарнитурами, принятыми в советской полиграфии — Академической, Литературной, Тайме). Тогда покупатель или клиент (потенциальный читатель), открыв книгу, увидит картину, знакомую с детства, когда все книги были интересными. Может быть, это обстоятельство дополнительно привлечет его и он купит выбранный экземпляр.
В учебниках очень уместен способ верстки с отбивками. Даже если способ верстки непривычен для читателя, он быстро освоится, и будет вознагражден легкостью отыскивания нужного абзаца (ведь учебник — не роман, его иногда читают и не подряд). Иногда верстка с применением отбивок между всеми абзацами основного текста актуальна в дорогих изданиях (например, в альбомах по искусству). Непривычное расположение абзацев может вызвать ощущение претенциозности, шика — в данном случае это то, что надо. "Пижонство" тоже можно усилить выбором соответствующей гарнитуры

Comments are closed.