Главная » Adobe Pagemaker 7 » Использование текста в висячих отступах


Использование текста в висячих отступах

Использование текста в висячих отступах
Размещение текста в висячих отступах также используется для создания за-головков-"фонариков". К сожалению, размер висячего отступа накладывает очень строгие ограничения на размер размещаемого в нем заголовка. Используйте этот прием, если можете позволить себе отвести под вспомогательную колонку достаточно большое пространство, а заголовки при этом состоят не более чем из двух-трех коротких слов.
Данный прием предполагает установку дополнительной позиции табуляции для выравнивания "фонариков" по правому краю. В этом случае одинаковые расстояния между "фонариками" и основной колонкой текста формируют вертикальный интервал, неотличимый от средника между "настоящими" колонками.
Использование графики в висячих отступах
В этом случае текст заголовка копируется в любую программу подготовки иллюстраций (например, Adobe Illustrator или Macromedia FreeHand) и форматируется там. Затем он сохраняется в отдельном файле и импортируется в PageMaker. В PageMaker он размещается в висячем отступе первого абзаца соответствующего заголовку раздела. Если вам не нравится использование в публикации большого количества внешних связанных файлов, то вставляйте заголовки-"фонарики" по механизму OLE . Данный метод создания "фонариков" достаточно трудоемок на этапе создания таких заголовков, но отсутствие проблем при редактировании основного текста с лихвой окупает затраченные усилия. Положение такого "фонарика" относительно базовой линии строки основного текста легко регулируется стандартными для вложенных изображений средствами. Облегчит размещение "фонариков" и описанный выше прием с вклеиванием вложенных изображений из буфера обмена.
Противоположно направленные отступы в сочетании с линейками
Если вы можете примириться с тем, что озаглавленный "фонариком" абзац будет отделен от предыдущего увеличенной на одну-две строки отбивкой, можно воспользоваться менее сложным приемом.
Опишите два стиля с противоположно направленными отступами: один — для абзацев основного текста, второй — для "фонариков". Оформленные по этому методу "фонарики" всегда располагаются выше озаглавленных ими абзацев, как показано.
Граница правого отступа абзаца "фонарика" согласована по ширине страницы с границей левого отступа абзаца основного текста. Например, расстояние между границами полей на странице равно 190 мм. Вы хотите разместить "фонарики" во вспомогательной колонке шириной 50 мм со средником, отделяющим ее от колонки основного текста, шириной 5 мм. В описании стиля абзаца "фонарика" задайте величину правого отступа — 135 мм (что оставляет 50 мм по ширине страницы для размещения вспомогательной колонки).
В описании стиля абзацев основного текста задайте величину левого отступа — 55 мм (на 5 мм больше ширины вспомогательной колонки). В результате колонка основного текста будет иметь ширину 130 мм плюс 5 мм средника. Позиции табуляции устанавливать не нужно.
Так же, как в примере с размещением "фонариков" в висячем отступе, текст "фонариков" выровнен по правому краю. Различие состоит в том, что в данном варианте позиция табуляции с выравниванием по правому краю отсутствует. Поскольку "фонарик" располагается в отдельном абзаце, выключку вправо можно задать в стиле оформления этого абзаца.
На форматирование абзаца с "фонариком" не накладывается почти никаких ограничений. В рассматриваемом примере линия (линейка) под абзацем зрительно объединяет "фонарик" с озаглавленным им текстом. Приемы построения асимметричных линеек рассматриваются в разд. "Украшение заголовков " данной главы.
Примечание
В описании стиля абзаца "фонарика" непременно установите флажок Keep with next … lines (Удержать … строк следующего абзаца) и задайте количество удерживаемых строк следующего абзаца во избежание отрыва "фонарика" от текста при переходе на следующую страницу.
 
Оформление смещением базовых линий
Если вы хотите, чтобы "фонарики" были выровнены по отношению к первым строкам озаглавливаемого ими текста, воспользуйтесь приемом противоположно направленных отступов в сочетании со смещением базовой линии текста заголовка. Эффект достигается созданием специального описания стиля абзаца "фонарика", предусматривающего смещение текста абзаца вниз на величину, необходимую для его выравнивания с основным текстом.
Для того чтобы определить величину смещения базовой линии, выберите абзац "фонарика" целиком и поэкспериментируйте с элементами индикатора положения базовой линии на управляющей палитре. (Величина смещения должна быть примерно равна значению интерлиньяжа абзаца "фонарика".) Затем полученное в ходе эксперимента отрицательное число следует ввести в описание стиля оформления абзацев "фонариков" с помощью вложенного диалогового окна четвертого уровня Character Options (Дополнительные параметры шрифта).
На иллюстрации (рис. 15.10, а) выделена строка абзаца заголовка, остающаяся над абзацем основного текста. Текст заголовка сместился вниз, но признак конца абзаца остался на месте. Основное преимущество описанного приема оформления "фонариков" состоит в том, что текст вместе с заголовками остается единым материалом. Однако редактировать его лучше все-таки редактором материалов, поскольку при редактировании в режиме макета можно замучиться с выделением текста.
Примечание
Если текст на экране пропадает или воспроизводится не целиком, это говорит об ошибках перерисовки экрана. Большая часть ошибок в этой части PageMaker уже устранена, но не все. Чтобы увидеть текст целиком, форсируйте перерисовку экрана. Для этой цели можно воспользоваться комбинацией клавиш <Ctrl>+<Shift>+<F12> или переключением, режима отображения направляющих с помощью комбинации клавиш <Ctrl>+<J>. Большинство проблем при перерисовке возникает из-за того, что экран перерисовывается по одной строке за раз.
Если вы решите воспользоваться приемом оформления "фонариков" как нижних индексов, вы столкнетесь еще с несколькими проблемами.
Во-первых, если абзац "фонарика" приходится на верх колонки, текст основного абзаца отрывается от ее верхней границы на высоту заголовка, что не всегда допустимо. В обычной ситуации программа PageMaker автоматически корректирует расположение верхних абзацев в колонке, однако в данном случае мы сместили базовую линию заголовка вниз, но признак конца абзаца при этом остался на своем месте и интерлиньяж рассчитывается по его положению.
Для решения этой проблемы необходимо создать специальный стиль для оформления "фонариков" на верху колонки. В описании этого стиля установите интерлиньяж равным одной десятой пункта. Кроме того, необходимо, чтобы все "фонарики", приходящиеся на верх колонки, были однострочными (рис. 15.10, б). (Программа PageMaker позволяет задавать нулевое значение интерлиньяжа, но при этом текст абзаца на экране не воспроизводится. Так что, одна десятая пункта — наименьшее из возможных значений интерлиньяжа, при котором вы видите на экране результаты своих действий.)
Если в публикации имеются двух- и трехстрочные "фонарики", отбивка между "фонариком" и предшествующим ему абзацем будет увеличена в два или три раза. Это означает, что необходимы дополнительные стили для оформления многострочных "фонариков".
Принцип остается тем же, что и для размещения заголовка наверху колонки. Заголовок разбивается по строкам на два абзаца, каждому из которых назначается свой стиль. Стиль для абзаца с первой строкой назначает интерлиньяж 1/10 пункта, а стиль для абзаца со второй строкой — обычный интерлиньяж. Остается только настроить положение базовых линий, и задача решена.
Прием размещения многострочных заголовков срабатывает только в том случае, если строк всего две. Для трех строк этот прием не подходит, поскольку при задании сверхмалого интерлиньяжа, как минимум, две из них будут перекрываться. Единственный выход — избегать трехстрочных "фонариков". Можно либо отредактировать текст заголовка, либо увеличить ширину вспомогательной колонки, если трехстрочные "фонарики" встречаются слишком часто. В любом случае не следует забывать, что заголовки предназначены для структурирования текста, а не для его подмены, и, возможно, ограничить себя двухетрочными "фонариками".
Примечание

Размещение "фонариков" методом смещения базовой линии в сочетании с включенными режимами выравнивания по сетке и линейкам — весьма неудобная процедура. Если вы все-таки решили использовать одновременно эти два приема, сначала поэкспериментируйте как следует и добейтесь, чтобы все заработало, и только после этого зафиксируйте значения всех важных атрибутов и сохраните документ в качестве шаблона. Поверите, делать это второй раз "с нуля" вам не захочется.

Comments are closed.