Главная » Adobe Photoshop CS2 » Линиатура и разрешение растровых изображений


Линиатура и разрешение растровых изображений

Линиатура и разрешение растровых изображений
После рассмотрения линейных растров правомерен вопрос о том, какое же разрешение должно иметь сканированное изображение для получения хорошего отпечатка. Эта величина зависит не столько от разрешающей способности устройства вывода, сколько от линиатуры печати. Так получается потому, что глаз воспринимает не "реальные" точки принтера, а растровые. Вопреки ожиданиям, для получения одной растровой точки линейного растра требуется не одна полутоновая точка (т. е. точка сканированного изображения), а полторы-две. Например, если вы планируете печатать изображение с линиатурой 150 lpi, то разрешение исходного изображения должно находиться в интервале 225—300 dpi- Оптимальное значение из этого интервала зависит от характера изображения. Чем больше на нем мелких деталей (особенно тонких текстур, например тканевых), тем ближе к верхней границе следует выбирать разрешение. Если изображение имеет большее разрешение, то растеризатор сам отбросит лишнюю информацию, содержащуюся в нем. Разумеется, для этого ему понадобится время, иногда весьма значительное. Поэтому использование завышенного разрешения не только бесполезно, но и вредно, так как приводит к увеличению времени печати и затратам ресурсов растеризатора, не улучшая качества отпечатка.
Линиатура и качество бумаги
Если в вашем распоряжении есть фотонаборный автомат с разрешающей способностью в 3600 dpi, то вы практически абсолютно свободны в выборе линиатуры. Как мы уже говорили, отпечаток, сделанный с высокой линиатурой, смотрится лучше, чем с низкой. Может быть, стоит все время использовать линиатуру в
К сожалению, качество отпечатка определяется не только оригинал-макетом, но и технологией печати. Бумага не является столь "хорошим" носителем как фотопленка. При печати реальными красками имеет место так называемое растискчвание (dot gain) — расплывание точек из-за впитывания офсетной краски бумагой. Для получения качественного отпечатка необходимо, чтобы точки растра не накладывались друг на друга. Если же линиа-тура растра велика, то растискивание приведет именно к этому и, вопреки ожиданию, качество отпечатка не возрастет, а ухудшится. Визуально этот дефект проявляется в виде "грязи" на изображении в тех местах, где есть локальные уменьшения плотности бумаги (ведь даже самая качественная бумага не абсолютно однородна).
Графические редакторы, в том числе и Photoshop, имеют специальный параметр настройки, призванный компенсировать этот эффект. Компенсация сводится к тому, что изображение печатается более светлым, чем требуется, и размер растровых точек уменьшается. Но это имеет и отрицательный эффект — ухудшается передача полутонов в светлых областях.
Чем выше качество бумаги и чем более плотен ее верхний слой, тем большую линиатуру растра можно использовать при печати. Высококачественную печать с линиатурой 170 lpi вообще можно вести только на специально обработанной, мелованной бумаге. Разумеется, чем качественнее бумага, тем она дороже — этот фактор также приходится учитывать. Для выбора правильной линиатуры растра обязательно проконсультируйтесь с типографией, где вам подскажут оптимальное значение линиатуры, исходя из сорта применяемой бумаги и возможностей оборудования.
Цветоделение и растрирование
Цветные документы представляют более сложный случай растрирования. Оригинал-макеты для них должны быть представлены в виде нескольких пленок: по одной для каждой наносимой краски. Разделение цветного изображения на отдельные краски (компоненты) называется цветоделением. Простейшим случаем является использование плашечных цветов, когда каждый из них выводится на отдельную пленку. Концепция полутонового растра позволяет пользоваться оттенками при работе с плашечными цветами. Оттенки задаются заранее при помощи палитры Swatches (Каталог). При определении оттенка фактически выполняется растрирование, при котором интенсивность цвета уменьшается пропорционально размерам точек полутонового растра. Математически процентный параметр оттенка соответствует размеру соответствующих ему точек растра.
Более общим случаем является цветоделение полноцветных документов, где для представления всех цветов используются четыре краски модели CMYK, называемые также триадными. Следовательно, полноцветные документы выводятся с помощью фотонаборного автомата на четыре пленки, соответствующие базовым цветам этой модели. Каждый цвет растрируется отдельно с различными углами наклона растровой сетки.
При горизонтальном или вертикальном расположении линий растра подчеркивается линейная структура последнего, и визуально растр более заметен. Традиционно угол наклона при печати монохромных документов и при печати плашечными цветами составляет 45° — это значение проверено временем, и обеспечивает наилучшую маскировку линейной структуры растра.
Из-за чего приходится обсуждать углы наклона растра? Хотя бы из-за того, что этот параметр может быть изменен средствами Adobe Photoshop. Наличие этого элемента управления прямо-таки провоцирует изменить наклон растра и посмотреть, что получится. Да, действительно, наклон растра можно изменить, но делать этого не следует практически никогда. Углы наклона, установленные по умолчанию, определены путем многолетних практических экспериментов с цветной печатью и монохромной печатью полутоновых изображений. Кроме того, оптимальный угол наклона растра указан в файле описания выбранного вами принтера (PPD). Когда у вас нет на это веских оснований, не меняйте принятые по умолчанию значения. Если вы работаете с цветным документом, скорее всего, вывод окончательного оригинал-макета, деленных полос и фотоформ будет выполняться не вами, а в сервисном бюро. Изменив принятые по умолчанию углы наклона, вы готовите его сотрудникам хорошо замаскированную западню. Если же им удастся ее избежать, то в нее почти наверняка попадут в типографии. Практически с разными углами наклона растра приходится иметь дело исключительно при печати триадными цветами. На это имеются две причины. Одна из них заключается в том, что нанести триадные краски на лист без изменения угла наклона растра просто невозможно — в противном случае цветные точки, соответствующие базовым цветам, будут печататься поверх друг друга. Углы наклона растров для базовых цветов подбираются таким образом, чтобы были видны все точки — без этого цвета не смогут визуально смешиваться внутри человеческого глаза, чтобы образовать нужный цвет. Конечно, и здесь не обойтись без частичного перекрытия точек друг другом, но, поскольку триадные краски полупрозрачны, в этом нет большой беды. В конечном итоге углы наклона растров должны быть такими, чтобы точки базовых цветов группировались в виде розеток. Каждую такую розетку можно рассматривать как некую метаточку цветного растра, образующую цвет в данной точке изображения.
Есть еще одна причина, по которой углам наклона растров при печати триадными цветами приходится уделять столь существенное внимание. Если эти углы не согласованы, на изображении появляется муар — грязноватые волны. Неправильно заданные углы растрирования — типичная, но не единственная причина возникновения муара, часто встречающегося брака цветовоспроизведения.
Растеризация в Photoshop
Photoshop способен самостоятельно проделывать растеризацию изображений, подобно тому, как это делает принтер или фотонаборный автомат. В результате из полутонового изображения (или канала полноцветного) получается монохромное. Для этого служит команда Bitmap (Монохромный) из списка режимов Mode (Режим) меню Image (Изображение). Имитируем работу растеризатора с помощью Photoshop.
Наиболее распространенным способом растрирования является линейное.
1. Откройте файл Pyramid.jpg с компакт-диска Photoshop.
2. Переведите изображение в полутоновое командой Grayscale (Полутоновый) из списка Mode (Режим) меню Image (Изображение). Теперь оно готово к растеризации.
3. Выберите команду Bitmap (Монохромный) из того же списка. Перед вами откроется одноименное диалоговое окно, определяющее способы преобразования полутонового изображения в монохромное.
4. Линейному растрированию соответствует вариант Halftone Screen (Полутоновой растр). Выберите его в списке Method (Метод).
5. В поле Output (Вывод) указывается выходное разрешение (т. е. разрешение получающегося монохромного изображения). Введем в это поле рассчитанное нами разрешение фотонаборного автомата, необходимое для печати с линиатурой 150 lpi, — 2400 dpi. В информационном поле Input (Исходное) приведено разрешение исходного полутонового изображения, чтобы вы могли проконтролировать его достаточность для предполагаемой линиатуры печати.
6. Щелкните на кнопке OK (Да). Теперь перед вами диалоговое окно Half tone Screen (Полутоновый растр) с параметрами растрирования
.
7. Введите линиатуру 150 lpi в поле Frequency (Линиатура). Убедитесь, что в списке справа единицей измерения линиатуры выбраны линии/дюйм, а не линии/см.
8. Пусть угол растрирования в поле Angle (Угол) останется тем, что принят для черной краски — 45°.
9. В списке Shape (Форма точки) устанавливается форма растровой точки. Выберите вариант Round (Круглая).
10. Щелкните на кнопке ОК.
Изображение растеризовано, но на экране оно почему-то покрыто каким-то затейливым узором. То, что вы наблюдаете, — это муар. Растр сетки люминофора монитора, накладываясь на растр самого изображения, и создает впечатление узора. Похожим образом выглядят изображения в плохих газетах. Отсканированное с печатного оригинала изображение уже содержит его растр. Накладываясь на растр устройства вывода, он создает такой же муаровый рисунок. Чтобы предотвратить его появление, растр изображения после сканирования должен быть сглажен, например, с помощью фильтра Gaussian Blur (Размытие по Гауссу).
Чтобы подробно рассмотреть растр, задайте масштаб демонстрации документа "пиксел в пиксел" двойным щелчком на инструменте Zoom (Масштаб) или нажатием клавиш Alt + Ctrl + 0. При таком увеличении видимый муар исчезает.
Примечание
Если растеризованное изображение послать на печать, то растеризатор принтера не будет его обрабатывать повторно. Изображение получится таким, каким вы видите его на экране. Рисунки, иллюстрирующие параметры растрирования в этой книге, подготавливались именно этим способом. Перед размещением в издательской системе они были растеризованы с различными параметрами (линиатура, углы растра, формы растровой точки) и при печати полностью сохранили их.
Советуем вам поэкспериментировать с параметрами растрирования, устанавливая различные соотношения разрешения и линиатуры и наблюдая за изменением количества оттенков.

Comments are closed.