Главная » Adobe InDesign CS5 » Начертание


Начертание

Начертание
Начертание — это один из вариантов шрифтов в гарнитуре. Оно однозначно определяет вид шрифта. Начертания имеют стандартные названия, например курсивное начертание, полужирное, светлое, наклонное. Название начертания состоит из нескольких слов. Первое определяет насыщенность шрифта, второе — степень наклона, третье — дополняет определение начертания.
Компьютерные шрифты создаются самыми разными производителями, живущими в разных странах. Они могут и не придерживаться общего стандарта именования шрифтов.
В приведены примеры некоторых начертаний. Начертание включает в себя различные характеристики. Приведем некоторые из них:
Насыщенность — относительная толщина штрихов символов. Чем более насыщен шрифт, тем темнее будет выглядеть текст, им набранный. Начертания могут быть светлыми, полужирными, жирными, обычными
Сравнив несколько шрифтов с одинаковыми параметрами насыщенности, но принадлежащих к разным гарнитурам, вы увидите, что некоторые из них темнее, а некоторые светлее. Поэтому можно говорить о насыщенности и как общей характеристике гарнитуры.
Пропорциональность — относительная ширина знаков шрифта. Гарнитура может включать обычное, широкое, узкое начертания. Встречается и более тонкое деление начертаний по пропорциональности.
Наклон. Если шрифт не имеет наклона, он называется прямым. Наклонный шрифт образуется наклоном символов обычного начертания шрифта.
Курсив. Особое начертание, характерное для наборных шрифтов с засечками. Буквы в курсивном начертании имеют лишь сходство с прямыми по стилю, рисунок их совсем другой и напоминает рукописный шрифт.
Производители гарнитур могут включать в их комплект любые, самые экзотические начертания, например, инверсный, искаженный, снабженный тенью, лишенный заливки и пр. Наиболее распространенные начертания Normal (Обычный), Bold (Полужирный), Italic (Курсив).
Начертания

Пример

Насыщенность

Наклон

Особенность

AaBbCcDd

Regular (Нормальный)

 

 

AaBbCcDd

Regular

Italic (Курсивный)

 

AaBbCcDd

Regular

 

 

AaBbCcDd

Regular

 

Extended (Широкий)

AaBbCcDd

SemiBold (Полужирный)

Italic

Extended

AaRbCcDd

SemiBold

 

 

 AaBbCcDd

Bold (Жирный)

Italic

 

AaBbCcDd

Bold

 

Немаловажными характеристиками шрифта являются также высота строчной буквы (называемая также х-высотой), соотношение прописной и строчной букв и ширина цифры (обычно все цифры шрифта имеют одну ширину, что особенно удобно при наборе таблиц).
Метрические параметры шрифта
Кроме шрифта и начертания, символы в тексте характеризуются различными размерами. Ниже приводится обзор наиболее важных метрических параметров. Изменяя их соотношение, вы регулируете внешний вид и объем текста.
На приведенном рисунке показаны основные метрические параметры наборного шрифта .
Кегль. Традиционные полиграфические единицы измерения
Компьютерные издательские системы появились сравнительно недавно, как и сами персональные компьютеры. С другой стороны, книгопечатный станок изобретен Гутенбергом в 40-х годах XV века, а после изобретения в 1814 году офсетной машины полиграфический процесс, можно сказать, приобрел современные очертания. В полиграфии, как и в любой традиционной отрасли, сохраняется исторически сложившаяся терминология, а также система измерений, основанная на числах типа 72 или 1/1440. Использование традиционных единиц измерения оправдано, поскольку дает возможность сопоставить размеры всех элементов публикации — шрифта, полей, страницы и полосы набора и др. Для того чтобы контакты с типографией и издательствами были дружескими и плодотворными, дизайнеру, несмотря на то что всю сознательную жизнь он старался пользоваться десятичной системой счисления, придется выучить полиграфические единицы.
Пункт — традиционная полиграфическая единица измерения. В пунктах измеряются величина символов шрифта, интерлиньяж (расстояние между строками текста), толщина линий и некоторые другие параметры страницы. Пункт равен 1/72 дюйма или 0,352 мм. Использование особой единицы в данном случае оправдано — стандартные для публикаций кегли (10, 12, 8 пунктов) и обводки (0,25, 0,5, 1 пункт), выраженные в миллиметрах — это нецелые значения и работать с ними неудобно.
Кроме пунктов, в полиграфии используются пики. В них выражается ширина и высота колонок, полос и страниц. В одной пике 12 пунктов, значит в дюйме 6 пик. В десятичных единицах пика равна 4,236 мм. Величина символов шрифта и интерлиньяж оцениваются в пунктах. Одна пика равна шести пунктам. Использование пик и пунктов дает возможность сопоставить величину шрифта с остальными элементами публикации — полями, размером страницы и полосы набора и др. На рис. 6.5 даются сравнительные линейки, размеченные описанными единицами по отношению к миллиметровой шкале.
Из-за исторически сложившейся разницы в размере дюйма в Европе и Америке, пункт как единица, производная от дюйма, тоже бывает разным. Описанный пункт, равный 0,352 мм — пункт PostScript (производное американского дюйма) Шесть пунктов PostScript равны одной пике. Описанные единицы измерения характерны для США и, в связи с распространением языка описания страниц PostScript и систем верстки американского производства стали стандартом и в других странах.
В европейских странах до сих пор принята несколько отличающаяся система измерений — в качестве основной единицы у них используются пункты Дидо, 1/72 часть европейского дюйма. Один пункт Дидо равен 0,376 мм, или 1,07 пункта PostScript. 12 пунктов Дидо составляют цицеро.
Кегль — это высота строки символов, т. е. расстояние от нижнего до верхнего выносного элемента плюс поля над и под литерой. Это свободное пространство (оплечики) определяется в самом шрифте и нужно для того, чтобы символы верхней и нижней строк не сливались. Все это вместе составляет кегль, задаваемый в программе.
Если набрать разными гарнитурами одного кегля строчку текста (как на), очевидно, что видимая величина символов сильно разнится. Это происходит потому, что кегль задает не размер собственно букв, а высоту строки текста. Символы разных гарнитур могут иметь разное начертание, а конечный продукт (текст) должен смотреться гармонично. Поэтому величина символов сбалансирована художником, создавшим шрифт так, чтобы они красиво заполняли строку размером, в данном случае, 24 пункта. Скажем, в шрифте Torhok очень маленькие строчные литеры потому, что создатель решил сделать изящный, очень легкий и светлый шрифт, с акцентом на прописные. Если набрать этим шрифтом страницу, то на ней будет слишком пусто, поскольку большая часть строки не заполнена символами, но никто и не собирается этого делать, поскольку Torhok плохо читается и используется лишь для украшения публикации.
С кеглем тесно связан еще один параметр — высота строки. Если строка символов набрана единым кеглем, ее высота совпадает с кеглем набора. Если же кегль в пределах строки разный, то высота строки считается по наибольшему значению.

В полиграфии иногда используются исторические названия некоторых кеглей: бриллиант (3 пункта), диамант (4 пункта), перл (5 пунктов), нонпарель (6 пунктов), миньон (7 пунктов), петит (8 пунктов), боргес (9 пунктов), корпус (10 пунктов), цицеро (12 пунктов), миттель (14 пунктов), терция (16 пунктов), текст (20 пунктов).

Comments are closed.