Главная » Adobe Pagemaker 7 » Особые предосторожности


Особые предосторожности

Особые предосторожности
Ограничения цифровых растров и технологий типографской печати влекут за собой некоторые потенциальные осложнения при печати. Их не стоит бояться, но надо учитывать.
 
Размеры растровой точки
Технология печати налагает ограничение на минимальную и максимальную плотность растра. Слишком светлые точки оказываются непропечатанными, а самые темные сливаются в сплошную заливку (растискивание). Результатом этого оказывается потеря деталей в тенях и белые или цветные пятна на светлых участках изображений.
Единственный способ избежать подобных неприятностей — это полностью отказаться от крайних участков тонового диапазона. Минимальная и максимальная плотность растра зависит от типа бумаги. Ориентировочные величины приведены.
Минимальные и максимальные допустимые плотности растра

Тип бумаги

Минимум, %

Максимум, %

Мелованная

5

95

Немелованная

10

90

Газетная

12

88

При подготовке изображений сужайте их тоновый диапазон до приведенных выше величин. Подходите к этому правилу разумно. Если, например, в самых светлых участках изображения и не должно быть деталей (световые блики, искры и т. п.), то в ограничении светов нет смысла. Напротив, появление растра на таких участках изображения сделает его "вялым".
 
Тонкие линии
Задавая толщину для линий и обводок, следует помнить о минимально допустимых значениях. На первый взгляд минимальная толщина линии должна совпасть с разрешением фотонаборного автомата (2400 dpi):
1" / 2400 dpi = 0,000417′=0,03 pt
К сожалению, это не так. Если учитывать сказанное в предыдущем разделе о минимальном размере растровой точки, то расчет будет иным:
( SQRT(dpi / lpi) 2 D min )/ dpi,
где dpi — разрешение печати, lpi — линиатура, D min — минимальная плотность растра. Числитель этой дроби представляет количество реальных точек принтера в растровой точке при заданной линиатуре и минимальной плотности растра. Например, для немелованной бумаги и линиатуры 133 lpi получим:
( SQRT(2400 dpi / 133 lpi) 2 0,1 )/ dpi=0,00238"=0,17pt,
Сравните эти два результата. Для приведенных условий минимальная толщина линий оказывается в шесть раз больше, чем позволяет разрешение фотонабора. Помните об этом и не делайте линии слишком тонкими, иначе в них появятся разрывы или они вообще не будут напечатаны.
 
Растяжки
Градиентные заливки, которые художники называют "растяжками", тоже представляют особую сложность при печати. Это вызвано ограниченным количеством оттенков, передаваемых растром. Создавая цветовую растяжку, вы предполагаете, что на отпечатке будет сделан плавный переход от начального полутона серого (или хроматического цвета) к конечному. Но из-за того, что переход полутонов реализуется механическими средствами, вместо плавного перехода получается ступенчатый. Это может быть практически незаметно, но может и сильно бросаться в глаза. Степень ступенчатости зависит от линиатуры растра, разрешения лазерного принтера или фотонаборного автомата, различия начального и конечного значений растяжки и длины растяжки. Вполне возможно такое сочетание значений этих параметров, при котором количество переходов тона будет явно недостаточным.
В этом случае каждый из переходов становится отчетливо отличим от соседних, — появляется "полосатость". На рисунке начальное и конечное значения цветовой растяжки одинаковы, а отпечатан с разрешением 600 точек/дюйм,300 точек/дюйм при одинаковой (75 линий/дюйм) линиатуре. При уменьшении разрешения растр той же линиатуры способен передать меньше оттенков серого. Поэтому во втором случае "полосатость" растяжки больше. Увеличивается она и при повышении линиатуры, о чем свидетельствует сравнение. Оба напечатаны с одинаковым разрешением (300 точек/дюйм), но с разной линиатурой растра — 75 и 120 линий/дюйм, соответственно.
К счастью, теперь большинство графических приложений автоматически рассчитывают необходимое количество переходов, поэтому "полосатость" растяжек стала менее распространенным дефектом. Однако понимание механизма образования цветовых растяжек поможет вам полностью избежать этого нежелательного эффекта.
Следует иметь в виду, что "полосатость", проявляющаяся на цветовых растяжках в контрольных отпечатках, полученных на лазерном принтере, может пропасть при выводе на фотонаборный автомат с высоким разрешением. С другой стороны, если окончательный оригинал-макет выпускается на лазерном принтере с разрешением 300 или 600 dpi, забывать о возможности возникновения "полосатости" нельзя.
"Полосатость" возникает, если количество оттенков, передаваемых устройством вывода, ограничено. В этом случае растяжка представляет собой набор полос, каждая из которых соответствует следующей промежуточной градации. При достаточной длине растяжки полосы становятся заметны.
Особенно явно видны полосы на растяжках при печати на лазерном принтере. Выше мы рассчитывали количество оттенков, передаваемых растром в 85 линий/дюйм на 600-точечном лазерном принтере. Оно составляет 50 оттенков. Если страница содержит растяжку от черного к белому длиной 200 мм, то на один передаваемый растром оттенок приходится 200:50 = 4 мм. Таким образом, растяжка будет напечатана не в виде плавного перехода, а в виде пятидесятичетырехмиллиметровых полос. При выводе этой же страницы на фотонаборном автомате с разрешением 2400 точек/дюйм количество оттенков, передаваемых растром 85 линий/дюйм, составит (2400:85) 2 + 1 = = 798. На один оттенок в этом случае придется 200:798 = 0,25 мм. Полосы такой толщины близкого оттенка не будут заметны, и растяжка будет производить впечатление плавной. Вообще, видимая плавность растяжки сохраняется, пока размер шага не превышает 0,75 мм.
В общем случае количество градаций в растяжке определяется по формуле:
N=(dpi / lpi) 2 D 2 -D 1 ,
где dpi — разрешение устройства вывода; lpi — линиатура печати; D 2 — плотность конечного цвета растяжки; D 1 — плотность начального значения растяжки.
Первый множитель представляет собой количество оттенков, передаваемое растром, а второй — долю градаций цвета в растяжке от общего их количества.

Как же получить плавную растяжку большой длины? Наилучшим решением будет применение RIP с интерпретатором PostScript 3. Новая версия PostScript поддерживает не 256, а 4096 градаций серого, что позволяет полностью исключить проявление "полосатости" растяжек. Если такой RIP недоступен, создавайте растяжки в программе обработки точечных изображений. После того как растяжка создана, добавьте к ней немного цветного шума. Это замаскирует четкие границы полос и создаст ощущение плавности перехода цветов.

Comments are closed.