Главная » Adobe InDesign CS5 » Плашечные цвета


Плашечные цвета

Плашечные цвета
Для передачи особых цветов (пастельные тона, бронза, серебро, светящиеся краски) используется плашечная печать — кроме базовых четырех красок, накладывается пятая (шестая, седьмая…). Оттенок этой краски подобран заранее, и она накладывается там, где встречается в публикации. Плашечные цвета обеспечивают довольно высокую точность воспроизведения, поэтому используются и тогда, когда нужно получить очень точный цвет (например, в логотипе компании). Плашечные цвета иначе называют простыми. Плашечные цвета широко используются и для печати публикаций, содержащих небольшое количество (до четырех, включая черный) отдельных цветов (визитки, бланки, прайс-листы, газеты и пр.). Это делается из соображений экономии.
С точки зрения печатника различие между плашечными и триадными цветами очень существенно. Краски для плашечных цветов поставляются уже смешанными (в отдельных банках), а триадные цвета получаются смешением красок на листе отпечатка. Соответственно и в компьютерных издательских системах краски для плашечных цветов выбираются из каталога, а триадные задаются пропорцией базовых компонентов. С помощью триадных красок можно передать любые цвета, а с помощью плашечных — только оттенки их собственного цвета. С другой стороны, плашечные цвета обеспечивают довольно высокую точность воспроизведения, поэтому используются и тогда, когда нужно получить очень точный цвет. Плашечные цвета иначе называют простыми.
Lab — аппаратно-независимая модель
В процессе подготовки изображения поневоле приходится конвертировать изображение из одной модели в другую (сканер — RGB-устройство; печатный станок работает с моделью CMYK). Чтобы уменьшить потери до приемлемого уровня, необходимо откалибровать все аппаратные средства от сканера (осуществляет ввод изображения), монитора (по нему судят о цвете), выводного устройства (создает оригиналы для печати), до печатного станка (конечная стадия печати). Модели RGB и CMYK связаны друг с другом, однако их взаимные переходы друг в друга (конвертирование) не происходят без потерь, поскольку две эти модели имеют разный цветовой охват. Калибровка лишь несколько сглаживает проблему. Кроме того, RGB и CMYK аппаратпо зависимы. Если речь идет о RGB, то в зависимости от примененного в вашем мониторе люминофора будут различаться базовые цвета. Точка белого также зависит от устройства монитора. В результате на разных мониторах одно и то же изображение выглядит по-разному. Если обратиться к CMYK, то здесь различие еще более ощутимо, поскольку речь идет о реальных типографских красках, особенностях как самого печатного процесса, так и носителя.
Из этого можно сделать неутешительный вывод: оригинал, сканированное изображение и отпечаток могут очень сильно различаться между собой. Мало того, цвет двух отпечатков одного и того же изображения, полученных на разных принтерах, может быть совершенно разным.
Одной из основных задач при работе с цветными изображениями становится достижения предсказуемого цвета. Для этого создана система управления цветом (CMS). Это программная система, цель которой — достижение одинаковых цветов отпечатков на всех этапах полиграфического процесса, от сканера до печатного станка. Заметим, что в полиграфический процесс входят системы, работающие на основе аппаратно-зависимых цветовых моделей — RGB (сканер, монитор) и CMYK (фотонаборная и печатная машины). Это значит, что необходим некий стандарт, к которому бы приводились цвета на всех этапах процесса.
В качестве стандарта используется цветовая модель Lab. Она была создана как аппаратно-независимая и соответствующая особенностям восприятия цвета глазом человека. Любой цвет данной модели определяется яркостью (L) и двумя хроматическими компонентами: параметром а, который изменяется в диапазоне от зеленого до красного, и параметром Ь, изменяющимся в диапазоне от синего до желтого. При изменении оба хроматических кпм-
понента проходят через серую точку, расположенную в середине шкалы. Параметры Lab изменяются от 0 до 255. Это также трехканальная модель.
Яркость в модели Lab полностью отделена от цвета. Это делает модель удобной для регулирования контраста, резкости и других тоновых характеристик изображения. Она является трехканальной. Цветовой охват модели Lab чрезвычайно широк. Он включает в себя охваты всех других цветовых моделей, используемых в полиграфическом процессе.
Суть процесса управления цветом заключается в следующем: для каждого устройства, участвующего в процессе, создается профиль, описывающий его цветовой охват. Изображение обрабатывается устройством ввода (сканером) и переводится в цветовую модель Lab. При этом программа делает поправку на особенности цветового охвата сканера (учитывает его профиль). Таким образом получаются стандартные цвета изображения. Затем изображение передается устройству вывода (монитору или принтеру). При выводе оно снова переводится в цветовую модель устройства вывода таким образом, чтобы с учетом профиля устройства получить результат, как можно более близкий к идеальному, хранящемуся в Lab.
Цветовая модель Lab очень важна для полиграфии. Именно она используется при переводе изображений из одной цветовой модели в другую, между устройствами и даже между различными платформами. Можно сказать, что Lab является переводчиком, без которого взаимопонимание систем, участвующих в процессе подготовки цветной публикации, невозможно.

Comments are closed.