Главная » Adobe InDesign CS5 » Применение модульных сеток


Применение модульных сеток

Применение модульных сеток
После рассмотрения основы любого документа — модульной сетки и элементов структуры (шаблонов и слоев документа) не будет лишним кратко остановиться на применении всех этих знаний на практике.
В заключение приведены примеры использования модульных сеток и структурированных документов при организации публикаций разного размера, стиля и назначения.
Одноколоночные сетки
Чем меньше колонок расположено на странице, тем легче работать с сеткой. В простом одноколоночном макете работа дизайнера часто вовсе не видна. Простота стиля присуща официальным документам, публикациям для распространения внутри фирмы, многостраничным документам — книгам и журналам. В то же время и одноколоночная сетка может быть основой привлекательного макета. Обратите внимание на присутствие горизонтальной структуры в некоторых сетках. Горизонтальное выравнивание элементов для одноколоночных сеток не всегда необходимо, но с увеличением числа колонок горизонтальная структура модульной сетки имеет все большее значение для гармонизации расположения объектов верстки.
На рис. 15.33 представлен абсолютно серьезный документ. Большие поля и широкий интерлиньяж делают эту страницу хорошо читаемой. Строгий шрифт (Arial) сочетается с текстом. Наличие горизонтальных линий внизу и сверху страницы образуют структуру публикации. Такие линии создают иллюзию неизменности макета при изменении объема текста между ними. Текст выключен по формату, поэтому страница выглядит строгой и уравновешенной. Расположение логотипа и заголовка можно свободно менять. Формат — стандартный для документов А4.
Широкое левое поле, текст, выровненный по левому краю, и свободное размещение фотографий и заголовка создают ощущение свободы, которое должно охватывать человека в преддверии выходного дня. Свободный интерлиньяж и короткие строки основного текста способствуют легкости чтения — ведь на странице размещена рекламная информация и ваша цель — донести ее даже до самого занятого читателя.
Пример стильного дизайна. Элементарная сетка публикации с широкими полями. Текст левой страницы набран шрифтом Futuris крупного кегля, белым и песочным цветом на черном фоне, выравнивание отсутствует (элемент авангардного дизайна). В правой части приглашения шрифт коричневый и выдержан в классическом духе (Академия), но текст набран шрифтом пяти различных кеглей с расширенным интерлиньяжем. Подложкой служит тонированная в песочный цвет фотография мебельного гарнитура. Таким образом, коричневая гамма объединяет две противоположных тенденции дизайна — классический и авангардный. Традиции качества и современный дизайн — что может быть важнее?!
Как вы могли убедиться, макет красив, когда в нем есть "воздух" — широкие поля, просторный интерлиньяж. Шрифт для одноколоночных макетов не должен быть слишком мелким, т. к. длинные строки неудобочитаемы.
Двухколоночные сетки
Двухколоночные сетки позволяют создать более сложный и элегантный макет, но и верстка в них сложнее. Они удобны для оформления самых разных изданий — журналов, справочников, каталогов и т. д. (рис. 15.35, а и б). Наличие двух колонок позволяет набирать текст мелким кеглем на большом формате, что очень важно для многостраничных публикаций. Двухколоночный макет более экономичен, чем одноколоночный за счет уменьшения кегля и интерлиньяжа. Страница обычно выглядит более темной и плотной. Однако и здесь важно не перегружать страницу материалом, не сужать до предела поля и средники, не уменьшать интерлиньяж с целью "впихнуть" еще пару абзацев. Такой уплотненный макет будет производить впечатление нехватки бумаги и как следствие, безуспешности вашей фирмы.

Два этих документ оформлены по единой сетке, текст размещен в них весьма экономно. Свободное пространство в верхней части страницы и очень простой дизайн позволяют сделать узкие поля и средник. Первый пример (рассказ) должен быть легко читаемым и неофициальным. Поэтому текст выровнен по левому краю (страница при этом становится светлее). Фотография обтекается текстом, слегка повернута, как будто она просто лежит на странице. Это придает материалу убедительность (здесь напечатан биографический очерк).
Шрифт в заголовке аналогичен шрифтовому логотипу группы. Во втором примере дизайн страницы предельно экономичен и функционален. Текст словно свисает с линии под заголовком. Переменная высота колонок позволяет упростить верстку. Все детали макета ориентированы на легкость чтения и ориентировки. Шрифт Academy делает книгу, создает впечатление старого документа или книги.
Пример утонченного и холодного дизайна —. Здесь и речи нет о симпатии к читателю. Все: и абстрактный рисунок на авантитуле, и расположение текста, и шрифт — направлено на удивление и подавление зрителя. Расположение текста по горизонтальным и вертикальным осям устанавливает равновесие всех текстовых элементов на странице. Мелкий кегль основного текста усиливает впечатление отстраненной элегантности.
Остроумное решение, не правда ли, представлено на? Расположение текста и фотографий подчеркивает, с одной стороны, факт соавторства этих людей, а с другой — обособляет каждого из них как отдельную личность.
Трехколоночные сетки (Часть I)
Этот тип сеток весьма распространен в полиграфии. Печать в три колонки незаменима при верстке публикаций большого формата — журналах, каталогах и т. д. Популярность трехколоночных сеток вызвана тем, что они обеспечивают большую свободу маневра, позволяя размещать иллюстрации, врезки, небольшие рекламные объявления в пределах одной, двух, трех колонок. Для трехколоночной сетки обязательна горизонтальная структура страницы. Как правило, она определяется параметрами преобладающего шрифта — в каждую ячейку сетки должно помещаться определенное целое число строк. Горизонтальное структурирование страницы весьма облегчает работу дизайнера.
Пример горизонтально-ориентированной публикации. В ней основную линию образует ряд строго выровненных по сетке фотографий. Подписи под ними расположены на одном уровне и выполнены шрифтом Arial, легким для чтения и строгим. Однако комментарии к рисункам имеют разную длину и выровнены по левому краю. Эта особенность верстки, а также сочные цвета иллюстраций придают публикации неформальный вид. Широкое нижнее поле разлиновано легкими светло-серыми линиями и предназначено для записей по ходу работы. Ясная последовательность изложения и иллюстрации, мелкий, но легко читаемый шрифт, поля для записи, цветной обрез страницы, пружинный переплет и плотная бумага свидетельствуют о том, что перед нами образец учебного пособия, предназначенного для частого использования учащимся.
Трехколоночные сетки (Часть II)
Выровненный по формату текст, строгий шрифт, скромный иллюстративный материал, простые рамки, черно-белое цветовое решение — все это свидетельствует о некоторой академичности издания. Элементы оформления — рамки, графические выделения заголовков, выворотные колонтитулы и колонцифры повторяются от страницы к странице. Заголовок несколько увеличен и набран шрифтом Bodoni Condensed, изящным и строгим. Осветленный рисунок Российского герба на врезке (его фрагмент повторен в оформлении заголовка) несколько оживляет дизайн страницы и подчеркивает тематику статьи.
Особенность документа, представленного на — смешанная сетка, организующая элементы публикации по степени важности для читателя. Текст, набранный в одну колонку, образует шапку. Он имеет теплый коричнево-золотистый цвет, крупный кегль и интерлиньяж и будет прочитан первым. В этом фрагменте текста помещены наиболее привлекательные моменты предвыборной программы кандидата. Выравнивание по формату упорядочило текст. Мелкий текст набран темно-зеленым; он содержит биографию кандидата и другую информацию. Фотография помещена в соответствии с модульной сеткой. Общее впечатление — доступность и надежность.
Кроме вышеперечисленных, в газетах, журналах и буклетах встречаются многоколоночные сетки. Многоколоночные сетки допускают изменения в оформлении внутри одной и той же публикации и позволяют применять графические элементы разных размеров. Они хорошо подходят для документов, содержащих много мелких материалов — рубрик, заметок и т. д. Заметку из 30 слов сложно разместить в одноколоночном макете, она будет выглядеть куцей. В узкой же колонке малый материал образует вполне приличный столбик текста. Для узких колонок выбирайте шрифт малого кегля. но удобочитаемый. Если строка состоит из двух-трех слов, следите, чтобы не было лишних переносов. Узкие колонки трудно выравнивать по формату, приходится все время следить, чтобы не было жидких строк. Рваный край также будет менее ровным, чем в широкой колонке. Многоколоночные стеки требуют значительного внимания, так как вам все время нужно будет принимать различные решения при макетировании. Большая свобода действий по размещению объектов должна ограничиваться соображениями равновесия и пропорциональности.
Резюме

  • Для разметки пространства страницы и выравнивания ее элементов в InDesign используются различные вспомогательные линии: поля, колонки и направляющие.
  • Вспомогательные линии не имеют толщины и не выводятся на печать.
  • Вспомогательные линии способны "примагничивать" объекты при размещении, облегчая их выравнивание.
  • Для расстановки направляющих линий с одинаковым интервалом удобно использовать специализированную команду InDesign Create Guides.
  • Разметка страниц публикации облегчается при использовании шаблон-страниц. Шаблон-страницы хранят все элементы дизайна и разметки, повторяющиеся на нескольких страницах публикации. Элементы шаблона присутствуют на каждой странице, построенной на его основе.
  • В одной публикации может быть сколько угодно шаблон-страниц. Обычно их создают по количеству страниц, имеющих различное оформление.
  • Шаблоны в InDesign организованы иерархически. Один шаблон может быть построен на базе другого. Дочерний шаблон может содержать часть элементов базового в их исходном виде или с дополнительным редактированием.
  • Иерархическая организация шаблонов позволяет при создании нового шаблона делать его не "с нуля", а модифицируя имеющийся. Кроме того, при изменении базового шаблона вам не придется корректировать все дочерние — InDesign сделает это автоматически.
  • Элементы шаблона, видимые на страницах публикации, можно свободно редактировать. Те атрибуты элементов шаблона, которые были отредактированы, перестают наследоваться от оригинала на шаблон-странице. Отмена редактирования элементов шаблона восстанавливает наследование всех их атрибутов.
  • Для управления страницами и шаблон-страницами публикации используется палитра Pages. С ее помощью можно создавать, изменять порядок страниц, и удалять страницы публикации и шаблон-страницы.
  • InDesign поддерживает развороты, состоящие из нескольких (не более 10) страниц.
  • Если в публикации необходимо организовать несколько различных способов нумерации страниц, то используйте разделы.
  • Все объекты на страницах и шаблон-страницах располагаются на слоях. Слои позволяют управлять порядком перекрывания объектов, облегчают редактирование.
  • Основу дизайна многостраничных публикаций создает модульная сетка. Она позволяет обеспечить единство оформления, облегчает композицию.

Comments are closed.