Главная » Adobe InDesign CS5 » Принципы выбора кегля для публикации


Принципы выбора кегля для публикации

Принципы выбора кегля для публикации
Выбор кегля зависит от ширины блока (полосы), в которой он должен разместиться, т. е. от длины строки. На строке должно быть расположено не более 60 символов. Причем снижение их числа до 50 только улучшает внешний вид текста. Величина наборного шрифта обычно равна 10 пунктам. Кегль 9 можно использовать в справочниках, особенно если несколько увеличить междустрочный пробел.
Таблицы, сноски и за текстовые комментарии набираются меньшим кеглем. чем обычный текст (для набора 10-м кеглем текст таблицы имеет кегль 8).
В полиграфии также используются относительные единицы измерения — шпации. Они характеризуют горизонтальные размеры шрифта. Круглая шпация равна кеглю шрифта, полукруглая шпация — половине кегля, тонкая шпация — четверти. Шпации применяются при измерениях абзацных отступов, кернинга и других перемещениях символов. Эти перемещения (в первую очередь кернинг) совершаются для улучшения зрительного восприятия текста, поэтому важны не точные значения смещений, а их отношение к величине символов. Применение относительной единицы измерения автоматически делает эти смещения пропорциональными размеру шрифта.
В классической полиграфии шпации рассчитываются по отношению к ширине заглавных букв М, N и строчной буквы t данного шрифта. Круглая шпация равнялась ширине заглавной буквы М, полукруглая — ширине заглавной буквы N, а тонкая шпация равна ширине строчной буквы t. Все шрифты разные, и ширина букв у них тоже разная. Такой метод расчета ставил величину шпации в зависимость не только от кегля, но и от шрифта набора, что вообще говоря, более корректно. В программах фирмы Adobe в настоящее время определение шпации упрощено.
Базовая линия
Базовая линия — это воображаемая линия, проходящая по основаниям символов текста. Получается, что в строке текста сами символы стоят на базовой линии, а нижние выносные элементы текста как бы свисают с нее. Кроме нижних выносных элементов, в обычном наборе базовые линии символов совпадают, однако они могут быть смещены для каждого символа отдельно. Смещение базовой линии отдельных символов применяется чаще всего для набора индексов.
Индексы встречаются, в основном, в технической и научно-популярной литературе. Они оформляются путем смещения базовой линии в сочетании с уменьшением кегля. Так, в специальных текстах (математические, химические статьи и книги) ниже базовой линии располагаются подстрочные индексы. Базовая линия верхних индексов (их можно увидеть в любых изданиях в качестве номеров примечаний или комментариев) расположена значительно выше базовой линии остальной строки.
Смещение базовой линии применяется и для достижения специальных эффектов, например, в заголовках и логотипах.
Емкость
Как мы уже выяснили, кегль шрифта не определяет однозначно его размеры. В зависимости от других метрических параметров (пропорциональности, соотношения прописной и строчной, размера полей и пр.), текст, набранный разными шрифтами, занимает разный объем. Для удобства введено понятие емкости шрифта. Чем больше символов данного кегля помещается в строку данной длины, тем более емким является шрифт. На представлены примеры одинакового текста, набранного шрифтами разной емкости. При подготовке к верстке больших документов (например, книг) обязательно подбирается шрифт подходящей емкости, поскольку этот параметр сильно влияет на конечный объем публикации.
Интерлиньяж
Плотность строк на странице публикации характеризуется значением интерлиньяжа. Раньше, когда набор текстов производился вручную, для увеличения расстояния между строками текста по вертикали между строками прокладывались тонкие латунные полоски шириной в 2 пункта — шпоны. В традиционной полиграфии интерлиньяж (междустрочный пробел) означал количество пунктов между строками в наборе (рис. 6.11, а). Так, если между строками набора прокладывались два шпона, толщина каждого из которых составляла 2 пункта, общий интерлиньяж составлял 4 пункта.
В настоящее время в понятие интерлиньяжа вкладывается несколько иной смысл. Интерлиньяж в большинстве издательских пакетов определяет расстояние между базовыми линиями смежных строк (рис. 6.11, б). Если текст набран кеглем 11/13, это значит, что кегль составляет 11, а интерлиньяж — 13 пунктов. Следовательно, расстояние между смежными строками составляет 2 пункта.
Интерлиньяж является атрибутом символа и теоретически задается для каждого символа текста отдельно. Однако в тексте буквы обычно расположены на единой базовой линии. Поэтому если в пределах строки интерлиньяж символов имеет различные значения, то интерлиньяж всей строки устанавливается по наибольшей величине.
Для обычного (наборного) текста интерлиньяж принято устанавливать на 1/5 часть больше кегля. Так, при наборе 10-м кеглем интерлиньяж составляет 12 пунктов, при наборе 8-м — 9,6 пункта. Однако практика, как всегда, сильно отличается от теории.
Интерлиньяж сильно влияет на внешний вид и читаемость текста. Для мелкого кегля он может быть несколько больше номинального значения, тогда текст будет легче читать. В некоторых изданиях небольшое уменьшение кегля и расширение интерлиньяжа используют как художественный прием. Страница, набранная таким образом, выглядит очень светлой, воздушной, особенно если имеет широкие поля. Текст крупного кегля требует меньшего интерлиньяжа. Интерлиньяж в заголовках обычно устанавливается равным кеглю и даже меньше. Если интерлиньяж меньше, чем кегль текста, он называется отрицательным. В наборном тексте отрицательный или даже равный кеглю интерлиньяж применять нельзя — это приводит к слиянию выносных элементов букв в соседних строках и текст станет не читаем. Отрицательный интерлиньяж с очень малыми значениями применяется как художественный прием для оформления заставок, заголовков, логотипов.

Установка интерлиньяжа также зависит от соотношения высоты прописных и строчных букв. В разных шрифтах это соотношение может быть совершенно различным. Если оно мало, то интерлиньяж выбирается несколько большим, если велико — меньшим, по сравнению со стандартным.

Comments are closed.