Главная » Adobe InDesign CS5 » Проблема висячих строк


Проблема висячих строк

Проблема висячих строк
Длина строки оказывает влияние и на размещение абзацев на страницах. Автоматический режим предотвращения висячих строк не выдерживает критики, поскольку приводит к разнобою длины полосы набора. Если, скажем, на данной странице образовалась начальная висячая строка, то InDesign поместит весь абзац, к которому она принадлежит, на текущую страницу. В результате на предыдущей полосе появится "дыра", текстовый блок не будет дотянут до конца полосы набора. Нижние края полосы набора должны находиться на одном уровне, если высота смежных полос набора отличается (да еще, как в нашем случае, на десятки миллиметров), то это еще хуже, чем наличие висячей строки. Впрочем, и то и другое — типографский брак.
Иногда автоматический контроль висячих строк полезен
Действительно полезным применением функции контроля висячих строк является верстка качественной технической документации, руководств к программам и другой специальной литературы. В подобных публикациях очень много иллюстраций, они разбиты на множество маленьких разделов, и в них правило об одинаковой длине полос набора соблюдается нестрого.
Поэтому чаще всего в реальной верстке контроль висячих строк средствами программы отключают и производят его вручную. Основные правила настройки висячих строк таковы:

  • Проводите ее после установки окончательного интерлиньяжа, кегля, пробелов и всех остальных атрибутов абзацев и символов — ведь если текст впоследствии сместится, работу придется делать заново.
  • Если последняя строка абзаца занимает по длине менее четверти строки, можно попытаться уплотнить текст с целью уменьшения объема и сокращения числа строк (вгон строки).
  • Если длина последней строки составляет более 3/4 длины колонки, попытайтесь разогнать текст (сделать его более свободным) и таким образом прибавить еще строку к данному абзацу выгонка строки).
  • Задействуйте не только переносимый абзац. Может быть, необходимую строчку можно прибавить или убавить, работая с абзацами, предшествующими проблемному, может быть, нужный абзац найдется даже за пару страниц от данного.

 

Пример настройки выключки
Начиная работу над новой публикацией, особенно если речь идет о крупном проекте, не пожалейте времени на эксперименты с выключкой. Удачные решения в отношении пробелов, ширины и межсимвольных интервалов положительно влияют на качество макета и удобство работы. В настоящем разделе приведен пример настройки интервалов.
Сначала примите решения относительно основных элементов форматирования, как то: ширина колонок, кегли набора, гарнитуры. Все эти параметры оказывают решающее влияние на размещение текста, и без их точного определения работа по настройке выключки не имеет смысла. Разумеется, все эти параметры могут измениться (хотя коренные изменения крайне нежелательны). В данном случае вы будете использовать сочетание основных атрибутов форматирования как некую отправную точку. Выберите пробный текстовый материал, на котором вы будете проводить эксперименты. Этот блок текста должен быть достаточно длинным (примерно 170—200 слов). Характер текста в пробном материале должен быть таким же, как и в настоящей публикации, особенно это касается длины слов. Если вы верстаете статью для бульварного журнала, слова в ней будут наверняка короче, чем в научной статье такой же длины. Когда материал выбран, импортируйте его в InDesign. Об импорте текстовых файлов рассказывается в главе 9.
Приведите текст в исходный вид, т. е. отключите все атрибуты, влияющие на длину строк, или задайте для них стандартные значения:

  1. Задайте стандартную ширину символов, оптический кернинг, отсутствие трекинга.
  2. Для межсимвольных интервалов, пробелов и ширины символов в диалоговом окне Justification задайте значения 100% во всех полях, отменив колебание атрибутов.
  3. Отключите режим переноса.

Затем задайте для полученного текста нужный тип выключки и сделайте там, где нужно, абзацные отступы. При таком форматировании текст выглядит чересчур свободным, жидким (рис. 7.33).
Настройте переносы и интервалы. Это самая важная часть работы. Чем свободнее InDesign сможет переносить слова, тем легче выдерживать желаемую величину интервалов. С другой стороны, если заданы излишне жесткие рамки для интервалов, не обойтись без формирования "лестниц". При настройке важно сбалансировать пробелы и межсимвольные интервалы. На представлены два варианта форматирования фрагмента текста. В первом из них текст плотный, в другом — более свободный.
Рассмотрим первый пример. В нем заданы значения межсимвольных интервалов 15/0/0%, и переносов— 65/100/110%. В диалоговом окне, управляющем переносом, задано количество переносов в смежных строках, не превышающее трех. При таких жестких пробелах обязательно появятся "лестницы". Ограничение смежных переносов до двух вполне допустимо. Такие "лестницы" встречаются практически в любой книге. Таким образом, жесткие ограничения интервалов дают темный плотный текст. Такой вариант форматирования дает большую экономию места и может использоваться для вгона строк.
Во втором примере запрещены смежные переносы, атрибуты пробелов равны 85/100/125%, а межсимвольных — 0/0/5%. Таким образом, за счет более свободного интервала значений достигается качественное межсимвольное расстояние и отсутствие смежных переносов. Такой вариант легче читается. Объем текста при этом вырастает по сравнению с первым вариантом.
0ба варианта форматирования далеки от идеала, тем не менее они дают представление о диапазоне возможностей использованных инструментов.

Вообще, приемы форматирования абзацев как таковые применяются довольно редко, в основном для очень небольших публикаций и для заголовков первого уровня. Настраивать каждый абзац в книге из 400 страниц — занятие долгое и утомительное. Кроме того, немаловажным является стандартизация оформления публикаций внутри одного проекта. В InDesign очень удобна, во-первых, возможность задания любых атрибутов в качестве стиля абзаца и символа (о стилях речь пойдет в следующей главе). Одинаковые отформатированные абзацы помечаются признаком стиля. При изменении атрибутов стиля автоматически меняются соответствующие атрибуты всех абзацев этого стиля в публикации, какой бы большой она ни была. Этот мощный инструмент делает возможным верстку книг в соответствующие нашему быстрому времени сроки. Стандартизации оформления очень помогает и то, что при наборе нового текста каждый следующий абзац наследует атрибуты предыдущего.

Comments are closed.