Главная » Adobe InDesign CS5 » Растрирование цветных изображений


Растрирование цветных изображений

Растрирование цветных изображений
Концепция полутонового растра позволяет пользоваться оттенками, работая с плашечными цветами. При определении оттенка фактически выполняется растрирование, когда интенсивность цвета уменьшается пропорционально размерам точек полутонового растра. Математически процентный параметр оттенка соответствует проценту заполнения растровой ячейки, а следовательно, размеру точек растра.
При горизонтальном или вертикальном расположении линий растра подчеркивается линейная структура последнего, поэтому растр становится лучше виден. Традиционно угол наклона при печати монохромных публикаций и печати плашечными цветами составляет 45°. Такое значение обеспечивает наилучшую маскировку линейной структуры растра, что и проверено временем.
Почему приходится обсуждать углы наклона растра? Во-первых, из-за того, что этот параметр может быть изменен при помощи одного из элементов управления в диалоговом окне Print программы InDesign. Наличие этого элемента управления прямо-таки провоцирует изменить наклон растра и посмотреть, что получится.
Да, действительно, наклон растра можно изменить, но делать этого не следует. Углы наклона, установленные по умолчанию, определены путем многолетних экспериментов с цветной печатью и монохромной печатью полутоновых изображений. Кроме того, оптимальный угол наклона растра указан в файле описания выбранного вами принтера (PPD).
Еще раз повторим: если у вас нет веских оснований для изменения наклона растра (и в типографии не возражают), не меняйте принятые по умолчанию значения. Если вы работаете с цветной публикацией, то, скорее всего, вывод окончательного оригинал-макета, деленных полос и фотоформ будет выполняться не вами, а в сервисном бюро. Изменив принятые по умолчанию углы наклона, вы готовите для его сотрудников и работников типографии хорошо замаскированную западню.
С корректировкой угла наклона растра приходится иметь дело почти исключительно при печати триадными цветами. На это имеются две причины. Во-первых, нанести на лист триадные краски без изменения угла наклона растра просто невозможно — в противном случае точки, соответствующие базовым цветам, будут печататься поверх друг друга. Углы наклона растров для базовых цветов должны быть подобраны таким образом, чтобы были видны все точки. Конечно, и в этом случае не обойтись без частичного перекрывания точек друг другом, но, поскольку триадные краски полупрозрачны, в этом нет большой беды. Тем не менее, принятые по умолчанию углы наклона растров, соответствующих базовым триадным цветам, подобраны на основе многолетнего опыта, и для их изменения нужны очень веские причины.
В конечном итоге углы наклона растров должны быть выбраны так, чтобы точки базовых цветов группировались в виде розеток. Каждую такую розетку можно рассматривать как некую метаточку цветного растра, образующую цвет в данной точке изображения.
Правое верхнее изображение на иллюстрирует еще одну причину, по которой углам наклона растров базовых цветов при печати триадными цветами приходится уделять столь существенное внимание. Если эти углы не согласованы, на изображении появляется муар — грязноватые волны. Муар — часто встречающийся брак цветовоспроизведения. Неверное задание углов растрирования красок, — пожалуй, самая экзотическая причина его появления. Гораздо чаще муар проявляется из за наложения растра, оставшегося на изображении после сканирования, на растр печати. Эффект муара при невысокой линиатуре могут дать и повторяющиеся мелкие детали самого изображения.
Треппинг и наложение
Треппинг и наложение используются для компенсации погрешностей печатного станка, являющегося несовершенным механическим устройством.
Треппинг
Треппинг — это вынужденная мера, применяемая для улучшения качества печати даже на несовершенных печатных машинах. Печатный лист в машине растягивается. де4юрмируется при нанесении краски, может двигаться неравномерно и смещаться в стороны. Поскольку печатная машина — обычное механическое устройство, в ней возможны сбои, что отразится на качестве публикации. В каждом конкретном случае искажения при печати могут быть иными. Если вы проведете треппинг публикации, то возникающие дефекты не будут так заметны.
При печати в две и более красок абсолютно необходимо, чтобы цвета располагались относительно друг друга точно, т. е. были приведены. Если этого не произошло, то в местах, где объекты разных цветов касаются друг друга, возникают нитевидные пробелы. Если же публикация напечатана составными цветами, погрешности выражаются в сдвиге цветовых компонентов объектов. В этом случае тоже возможно возникновение нитевидных пробелов на растрированном изображении. На показан результат неточного приведения цветов — нитевидные просветы (белый контур). Чтобы этих просветов не было, собственно и делается треппинг — незначительное растягивание одного из смежных объектов разного цвета так, что граничащие цвета слегка накладываются. Возникающий при наложении третий цвет будет ближе к более темному из них, причем форма объекта может слегка исказиться.

Самыми простыми приемами треппинга являются сжатие (choking), или внутренний треппинг, и растяжение (spreading), или внешний треппинг. Сжимается или растягивается, как правило, цветовой объект, более светлый в смысле меньшей нейтральной плотности. Нейтральная плотность — характеристика яркости цвета, и именно по ее значению следует принимать решение о том, какой цвет распространять при треппинге. Если перекрывающий объект светлее фона, делается внешний треппинг, а если фон светлее объекта, в фоновом цвете цвета немного стягиваются внутрь — внутренний треппинг. В некоторых случаях используется треппинг по средней линии, представляющий собой комбинацию внутреннего и внешнего. Полоса треп-пинга в последнем случае размещается точно по границе соприкасающихся объектов.
В результате, во-первых, возникает третий цвет, а во-вторых, вокруг объекта появляется обводка. Иногда результат получается еще хуже, чем с нитевидным зазором. Однако, если для перекрывания выбран более светлый цвет, чаще всего эта обводка малозаметна.
Поскольку треппинг относится скорее к типографскому процессу, чем к компьютерному дизайну, его характеристики определяются чисто производственными параметрами: нейтральной оптической плотностью красок, ли-ниатурой растра, величиной растискивания точек растра, определяемой в основном сортом бумаги и другими. Ваша задача — узнать все эти данные в типографии перед тем, как начинать треппинг.
Самая важная характеристика треппинга — ширина полосы. Она зависит от линиатуры растра, сорта бумаги, погрешностей печатной машины и других факторов. Табл. 19.1 иллюстрирует зависимость полосы треппинга от линиатуры. Меньшее из чисел соответствует более высокому качеству печати и очень точной приводке.
Таблица 19.1. Зависимость шиоины полосы тоеппинга отлиниатуоы растоа

Линиатура растра, Ipi

Ширина линии треппинга, пт

65

0,55-2,20

100

0,36-1,44

133

0,27-1,08

150

0,24-0,96

200

0,18-0,72

 Полоса треппинга указана для хроматических цветов. Для черного цвета полоса обычно в полтора-два раза шире.
Как и прочие издательские системы, InDesign поддерживает треппинг только на уровне объектов. Более сложные случаи треппинга, например, треппинг по растру, с ее помощью выполнить невозможно. Прежде чем браться за треппинг самостоятельно, оцените объем предстоящей работы и возможности типографии. Может быть, несложная модификация макета позволит вам вообще избежать треппинга или свести его к минимуму. Если нет, то вы можете поручить треппинг сервис-бюро, где его сделают с помощью специальных программ, высокоточных и очень дорогих (например, Luminous Trap Wise). Они способны выполнять все виды треппинга, включая такие сложные, как треппинг по растру. Но даже если сервис-бюро располагает программами треппинга, вы должны быть готовы к тому, что там не возьмутся за кропотливую работу с вашим документом, а используют установки треппинга по умолчанию.
Новейшее поколение фотонаборных автоматов, поддерживающих язык PostScript Level 3, может выполнять треппинг автоматически при выводе (In-RIP Trapping). Чаще всего это и есть самый простой и дешевый способ выполнения треппинга, поскольку интерпретатор PostScript берет всю работу на себя. В InDesign вы можете самостоятельно включить и настроить параметры треппинга средствами RIP. Настройки треппинга растровым процессором рассмотрены ниже в этой главе.
Поскольку треппинг делается не "от хорошей жизни", старайтесь всячески избегать его на стадиях подготовки макета и продумывания цветового решения. Используйте следующие варианты, не требующие треппинга:

  • Любые пары чистых цветов, разделенных белым зазором, т. е. объект с белой обводкой.
  • Треппинг общим цветом. Пара цветов, один из которых полностью содержится внутри другого, например, сочетание желтого и красного.
  • Печать черного с наложением.
  • Запечатывание границы цветов черной линией достаточной ширины.
  • Печать белым (вывороткой) по чистым цветам.
  • Использование цветов, имеющих в своем составе большое количество хотя бы одной общей краски. Например, светло-синий и светло-зеленый имеют значительное количество общей голубой краски. Пробел между ними будет не белым, что бросалось бы в глаза, а голубым.

Применяя перечисленные методы, избегайте следующего:

  • Выворотный (белый) текст или тонкие линии на фоне, состоящем из смеси двух и более чистых цветов.
  • Выворотный текст на "глубоком черном", состоящем из нескольких цветов.
  • Тонкие линии и надписи, выполненные "составными" цветами (синим, зеленым, красным, "глубоким черным").
  • Выворотный текст или тонкие линии на фоне точечных изображений.

Часто треппинга позволяет избежать печать с наложением, применяющаяся также и в других целях.
Печать с наложением
Типографские краски наносятся растровой сеткой под различными углами, чтобы предотвратить их смешивание, губительное для хорошей цветопередачи. На первый взгляд печать с наложением идет против этого правила. На практике все правила имеют ограниченную сферу действия. Печать с наложением используется преимущественно для плашечных цветов или черной краски при использовании триадных цветов.
Например, при печати черного текста мелкого кегля по цветному фону выворотка не делается и текст печатается поверх. Если бы выворотка была сделана (на месте текста отсутствовали бы прочие краски), то при малейшем нарушении приводки цветов текст стал бы абсолютно нечитаемым. С другой стороны, черная краска легко "запечатывает" остальные краски без образования дополнительного смешанного цвета. Обратите внимание, что применение треппинга в такой ситуации создаст больше проблем, чем решит. Во-первых, треппинг большого объема текста создаст очень сложные объекты, увеличивающие время вывода или вообще делающие вывод невозможным. Во-вторых, растяжение фона сделает выворотные области столь мелкими, что фактически печать все равно пойдет с наложением. Если кегль текста достаточно велик, чтобы треппинг все-таки оставил выворотные области, форма символов будет сильно искажена.
К печати с наложением следует подходить с осторожностью и помнить об ограниченной области ее применения. Наложение черной краски на большой площади может вызвать нанесение чрезмерного ее количества и опасное переувлажнение бумаги. Применяйте печать с наложением только для небольших областей.
С наложением можно печатать не только черный, но и любые темные пла-шечные цвета. InDesign позволяет задать печать с наложением для любого объекта публикации, созданного его собственными средствами.
Для задания режима печати с наложением используется палитра Attributes (рис. 19.9). В ней находятся всего два флажка: Overprint Fill и Overprint Stroke. Первый соответствует печати с наложением заливки выделенного объекта публикации, а второй — обводки. О том, что для объекта назначен атрибут или атрибуты печати с наложением, вы можете узнать только из палитры Attributes, поскольку на мониторе они никак не отображаются.

Comments are closed.