Главная » Adobe InDesign CS5 » Размещение абзацев и контроль висячих строк


Размещение абзацев и контроль висячих строк

Размещение абзацев и контроль висячих строк
Диалоговое окно Keep Options предназначено для определения расположения абзацев на странице.
Keep with next Olines. В этом поле задается число строк следующего абзаца, которые следует располагать на одной странице с данным. Эта возможность полезна для форматирования заголовков. Если, например, задать для заголовка эту величину равной 2, то в верстке заголовок будет всегда располагаться так, чтобы за ним на странице поместилось еще 2 строки основного текста. Если при этом превышается размер фрейма, то заголовок вместе с текстом переносится в следующий фрейм. Это очень полезный режим — он предотвращает появление "одиноких" заголовков в конце полосы.
Установка флажка Keep Lines Together делает доступными переключатели разрыва текущего абзаца:

  • All Lines in Paragraph. Все строки данного абзаца располагаются на одной странице. Этот режим применяется для подрисуночных подписей, многострочных заголовков и сносок и в других случаях, когда разрыв абзаца нежелателен. Если абзац не помещается целиком на данной странице, он весь переносится на следующую.
  • At Start/End of Paragraph. В данном положении задается минимальное число строк в начале и в конце абзаца, которые должны располагаться на одной странице. Эта функция служит для предотвращения образования висячих строк. Так называются строки, располагающиеся в отрыве от "своего" абзаца в начале и в конце полосы. Висячие строки являются браком верстки. По общепринятым нормам, число строк в отрыве от основного абзаца не должно быть меньше двух. Если ввести в поля Start и End значения 2, то программа будет отслеживать и исправлять расположение строк автоматически. Например, для абзаца установлено минимально допустимое число начальных строк 2, тогда при размещении текста, если этот абзац оказался в конце фрейма (колонки), InDesign пытается разместить в этом фрейме (колонке) хотя бы две строки этого абзаца. Если размер фрейма этого не позволяет, то весь абзац помещается в следующий фрейм.

Раскрывающийся список Start Paragraph устанавливает режим размещения данного абзаца по отношению к предыдущему. В случае выбора опции Anywhere, применяемой по умолчанию, абзац начинается сразу вслед за предыдущим. Значение In Next Column перемещает абзац на следующую колонку или фрейм. In Next Page — перемещает абзац на следующую страницу.
Автоматический контроль висячих строк меняет размер полосы набора
Разумеется, при автоматическом перемещении абзацев для ликвидации висячих строк InDesign оставляет на страницах свободное место, уменьшая полосу набора. Если объем текста велик, то непредсказуемое колебание размера полосы становится трудно решаемой проблемой — ведь одинаковая длина полос во всем документе, а тем более на развороте — одно из основных требований верстки.
В диалоговом окне установок на вкладке Composition предусмотрен флажок режима подсветки висячих строк, с которыми программа не смогла справиться. Такие проблемные строки становятся легко видны и могут быть отредактированы вручную. Нужно сказать, что мы не смогли добиться подобной ситуации. При задании любой комбинации атрибутов программа размешала строки с указанными изменениями.
Установка переносов
Регулирование режима переноса производится флажком Hyphenate палитры Paragraph. Если этот флажок снят, то слова, которые не помещаются на строке, целиком переносятся строкой ниже, без всяких переносов. В этом случае единственным возможным приемом является вставка дискреционного, "мягкого" переноса. Это специальный символ, имеющий вид дефиса и вставляемый клавиатурной комбинацией <Ctrl>+<Shift>+<-> (минус). Если слово выходит за границу текстового блока, и в нем есть дискреционный перенос, то оно будет перенесено в соответствующем месте. Если дискреционного переноса нет, слово целиком переходит на следующую строку. При редактировании текста или изменении атрибутов символов и абзаца, слово, в котором есть позиция мягкого переноса, смещается, и необходимость в его переносе может отпасть. В таком случае мягкий перенос перестает быть виден. Если слово опять переместится таким образом, что его необходимо будет переносить, оно вновь будет разорвано по указанной точке переноса. Переносы вручную производятся для небольших объемов текста и для текстов на языках, которые не входят в поставку программы.
Если флажок Hyphenate установлен, программа анализирует абзац на предмет необходимости переноса. Для слова, которое не помещается целиком на строке, она определяет язык символов текста (язык относится к атрибутам символов и задается в палитре Character) и активизирует соответствующий языковой словарь. Если данное слово есть в словаре, и в нем указаны точки переноса, то InDesign разрывает слово по точке переноса, ставит в конце строки короткий дефис и переносит часть слова на следующую строку. При этом программа руководствуется значениями, задаваемыми в диалоговом окне Hyphenation. Оно открывается командой Hyphenation меню палитры Paragraph.
Флажок Hyphenate этого окна дублирует одноименный флажок палитры. Если автоматические переносы включены (флажок установлен), становятся . доступными поля ввода атрибутов.
Words Longer than 0 letters. В этом поле задается минимальное число букв в слове, начиная с которого слова переносятся. По правилам русского языка можно переносить слова начиная с четырех букв.
After First О letters и Before Last <> letters. Поля ввода минимального количества переносимых и остающихся символов. В тексте на русском языке разрешается оставлять на строке и переносить на следующую строку не менее двух символов.
Hyphen Limit <> hyphens. Допустимое количество переносов на соседних строках, "лестниц". Для качественных публикаций с обычной полосой набора лучше установить значение 1, максимум 2, поскольку переносы на соседних строках являются браком верстки. В то же время чем уже колонка и больше кегль, тем труднее избежать смежных переносов. Кроме того, чем больше переносов, тем меньше места занимает массив текста. Если для вас особенно важна компактность текста, или длина строки очень мала, значение в этом поле можно и увеличить, но устанавливать больше трех смежных переносов все-таки нежелательно.
Hyphenation Zone. Этот атрибут действует только на текст с равным краем и только при использовании однострочной компоновки Single Line Composer . Зона переноса — это вертикальная полоса, примыкающая к правой границе колонки. Если слово находится левее зоны переноса, оно не переносится. Если часть слова попадает в эту зону, то происходит перенос. Если слово целиком находится в зоне переноса, оно полностью переходит на следующую строку. В первом фрагменте установлена нулевая зона переноса, во втором она широкая. Как видите, во втором случае слова переносятся чаще.
Hyphenate Capitalized Words. Если этот флажок установлен, автоматический перенос применяется и к словам, напечатанным с большой буквы. При снятом флажке все подобные слова игнорируются при автоматической расстановке переносов.
Во время подбора параметров можно сразу отслеживать их влияние на текст, установив флажок Preview. Когда вы закончите редактирование атрибутов
переноса, щелчок на кнопке ОК закроет окно. Программа применит измен-ненные атрибуты к абзацу.
Разумеется, и при включенном автоматическом переносе разумно при необходимости вставлять дискреционные переносы от руки. Дискреционный перенос имеет приоритет перед автоматическим, поэтому его можно вставить в нужном месте слова, если автоматический перенос был сделан неудачно. InDesign разорвет слово по месту введенного пользователем дискреционного переноса.
Встречаются ситуации, в которых перенос конкретного слова нежелателен. Для запрета переноса воспользуйтесь параметром No Break меню палитры Character. Есть и другой путь — просто введите знак мягкого переноса перед проблемным словом.
Не используйте для переноса символ "минус"
Если разбить слово обычным дефисом (минусом), на первый взгляд результат будет таким же, как при использовании мягкого переноса. Однако при любом смещении текста позиции переноса сместятся. Дефисы при этом не исчезнут, а будут разбросаны по всему тексту, превратившись в раздражающие глаз опечатки.
Словари InDesign можно отредактировать, используя специальное диалоговое окно Edit Dictionary. О редактировании словарей читайте в главе 10.

Размещение текста
Но вот, наконец, пробелы, межсимвольные расстояния и ширина символов в пределах абзаца определены и установлены параметры переносов. Теперь текст автоматически размещается в отведенных ему рамках. Происходит это не как Бог на душу положит, а по строгому алгоритму. InDesign имеет два режима размещения текста, переключаемые командами меню Paragraph. Как вы помните, в атрибуты абзаца в числе прочих входят параметры максимальных, минимальных и желаемых пробелов, межсимвольных расстояний и ширины символов. При размещении текста программа использует эти значения для достижения максимально равномерного распределения символов. Кроме того, при размещении важную роль играют параметры переноса. При активном режиме Single Line Composer программа анализирует каждую строку абзаца. При этом каждый последующий шаг выполняется только в том случае, если предыдущий не привел к успешному размещению символов.

  1. В соответствии со значениями, заданными для символов в палитре Character, строка заполняется до тех пор, пока последнее слово не выйдет за границу текстового блока. Режим переносов при этом отключается. Параметры пробелов, ширины символов и межсимвольных расстояний устанавливаются желаемыми (значение из поля Desired).
  2. Пробелы уменьшаются с целью вогнать последнее слово в строку целиком. Значение пробела меняется от желаемого до минимального малыми шагами. Как только результат достигнут — последнее слово помещено в строке — уменьшение пробелов прекращается. Если же этого не происходит, они уменьшаются до заданного минимума. При неудаче пробелы увеличиваются также постепенно, от желаемого до максимального, для того чтобы выгнать последнее слово из строки.
  3. Восстанавливается режим переносов. Находятся точки переноса — одна справа, другая слева от правой границы фрейма или колонки.
  4. Пробелы уменьшаются до минимума, чтобы вогнать часть слова, оставшуюся на строке после переноса по точке за границей фрейма или колонки. Если это не удалось, пробелы увеличиваются для переноса проблемного слова по точке слева от границы фрейма (внутри полосы).
  5. Если предыдущий шаг оказался неэффективным, InDesign повторяет сжатие и растяжение частей слова, при этом выполняя корректировку межсимвольных интервалов в дополнение к пробелам.
  6. В последнюю очередь программа прибегает к корректировке ширины символов. Алгоритм композиции тот же самый.

Если не удался ни один из описанных шагов, проблемное слово помещается на следующую строку по точке переноса внутри границы фрейма или целиком, если точка переноса отсутствует, а оставшиеся слова располагаются с максимальными межсимвольными интервалами. При необходимости пробелы возрастают сверх заданного максимального значения. Таким образом получается жидкая строка. Нижний лимит нарушается только в одном случае — если в строке есть последовательность символов, отформатированная с запретом разбиения, а длина ее превышает ширину колонки. В этом неприятном случае образуется излишне плотная строка. Оба типа дефектных строк помечаются желтой подсветкой.
Нельзя не видеть недостатки метода коррекции каждой строки по отдельности — прежде всего он очень негибок. Ведь если при размещении все логические операции производятся с каждой строкой отдельно, то нет возможности слегка подвинуть символы на одной строке, чтобы правильно разместилась следующая. В InDesign предусмотрен и гораздо более развитый алгоритм размещения — Multiline Composer. Он работает также на основе регулирования интервалов и ширины малыми приращениями, но оперирует одновременно с несколькими строками текста. Чем больше число одновременно анализируемых строк, тем выше качество размещения, но и тем медленнее работает программа. Кроме того, в этом режиме программа отыскивает несколько альтернативных вариантов размещения и выбирает из них лучший. Количество исследуемых одновременно строк и максимальное число альтернативных способов размещения задается в полях Look Ahead и Consider Up To. Эти поля расположены на вкладке Composition диалогового окна Preferences. На показан результат размещения текста в первом и втором режимах. Как говорится, результат налицо.
Единственным недостатком метода Multiline Composer можно считать его сложность — он очень сильно замедляет обработку публикации. Поэтому применять этот метод при простой верстке не рекомендуется. А вот если верстка сложная, особенно при наличии узкой полосы набора, он поистине незаменим.

Comments are closed.