Главная » Adobe InDesign CS5 » Сотрудничество с типографией


Сотрудничество с типографией

Сотрудничество с типографией
Вот, наконец, процесс создания публикации вышел на финишную прямую — изготовление тиража. Скоро в свежих, пахнущих типографской краской, отпечатках воплотится труд многих людей, занимавшихся подготовкой материалов — фотографов, верстальщиков, редакторов, корректоров, технологов, работников студии предпечатной подготовки и типографии. Теперь, казалось бы, публикация выходит из сферы вашей деятельности, и вам остается только со стороны наблюдать за чудесным превращением бестелесной информации в книгу, брошюру, журнал.
В действительности дело обстоит не совсем так. Эту завершающую стадию было необходимо учитывать на всем протяжении подготовки издания. Очень много раз в этой книге мы говорили: "проконсультируйтесь в типографии", "это решает технолог типографии", "возьмите образцы в типографии" и т. п. Высокий уровень издания зависит от правильной работы с типографией в не меньшей мере, чем живописное полотно от техники художника. В типографии даже удачный макет может обернуться испорченным тиражом, и, наоборот, неудачный макет — вполне приличным изданием. Огромную роль в этом играет не только качество оборудования, но и профессионализм типографов, который легко оценить по чужим изданиям. Большинство проблем возникает из-за недоговоренности и несогласованности в работе издательств и типографий. Избежать проблем вам поможет постоянный контакт с сотрудниками типографии. С одной стороны, они подскажут вам, как изготовить технологичный макет, а с другой — с пониманием и готовностью встретят ваши требования. В главе рассматриваются следующие вопросы:

  • Выбор типографии
  • Стратегия и тактика работы с типографией
  • Выбор бумаги и способа печати
  • Требования, предъявляемые к макету
  • Контроль качества печати

 

Предварительное совещание в типографии
В идеальном варианте подготовки издания такой разговор должен быть предусмотрен. К сожалению, в реальности это происходит не всегда, и даже не всегда возможно. В случае подготовки несложной публикации (рекламного листка, черно-белой брошюры и т. п.) он вовсе необязателен. При наличии же у вас опыта и налаженных связей с этой типографией вам будет явно не о чем говорить. Если же публикация сложна и потребует больших затрат труда как с вашей стороны, так и со стороны типографии, ранний визит туда может сэкономить много времени и средств издательству, а то и вообще убережет вас от потерь и срыва сроков заказчика.
Выбор типографии
Разумеется, проводить подробный разговор в типографии имеет смысл после того, как вы определили, в какой типографии будет печататься издание. В свете сказанного выше важно определить это как можно раньше. Выбор может осуществляться не вами, а вашим начальством, но многие технические вопросы все равно лягут на ваши плечи. Выбирать типографию следует не по дешевизне печати, а исходя из требований заказчика к готовой продукции. Часто "дешевые" типографии располагают технически несовершенным или сильно изношенным оборудованием, которое не позволяет отпечатать тираж с требуемым качеством. Случается, что для привлечения клиентов типографы не торопятся сообщить им об этом. Поэтому оценивайте качество печати типографии по их продукции. Посмотрите не только те образцы печати, которые показывает вам администрация, но и те, которые только что сошли со станка.
Выясните, предоставляет ли типография полный цикл услуг, необходимых для печати вашей публикации. Возможно, вам понадобятся фальцовка, брошюровка, переплет, вырубка, печать на специальных носителях или специальными красками. Если что-либо из требуемого типография обеспечить не может, то вам придется подумать о поисках другой типографии или производстве этих работ у другого подрядчика. Нелишне и подумать о том, насколько обязательны эти работы для выполнения заказа. Не исключено, что хорошего результата можно достичь средствами макета. При печати плашечными цветами ознакомьтесь с каталогом цветов, имеющихся в типографии. Убедитесь, что в нем присутствуют необходимые цвета.
Что нужно определенно знать к предварительному совещанию
Перед тем как отправиться на предварительное совещание, необходимо проделать значительную подготовительную работу. В противном случае разговор окажется бесполезным.
К этому моменту вы должны уже очень четко представлять себе цель издания и его потенциального читателя. Хорошо также иметь предварительные эскизы и макеты. Они должны давать представление о формате издания, способах сшивки или фальцовки, используемых цветах.
Создавая макет, вы вряд ли изобретете что-то новое. Собирайте характерные образцы печатной продукции. Они пригодятся вам в разговоре с работниками типографии. Он будет гораздо предметнее, если у вас в руках окажется образец бумаги, на которой вы хотели бы печатать публикацию, образец формата или фальцовки, образцы специальных красок или вида вырубки.
Как мы уже отмечали, качество является одним из главнейших критериев выбора типографии, наряду со стоимостью услуг. При выборе типографии необходимо найти устраивающий вас и заказчика компромисс между стоимостью тиража и его качеством. Когда типография уже выбрана, предполагается, что вы его уже нашли. Возможно, потребуются дополнительные переговоры, направленные на уменьшение типографских расходов путем упрощения макета. Может быть, удастся обойтись плашечными цветами вместо триадньгх или избежать ламинирования подбором сорта бумаги для обложки.
Большое влияние на смету издания и качество печати оказывает выбор бумаги. Бумага выбирается, в первую очередь, исходя из способа использования издания. Если вы издаете учебное пособие, то стоит позаботиться о том, чтобы оно прослужило не один год при самых жестких условиях эксплуатации. Рекламные листовки, раздаваемые у метро и рассылаемые по почте, напротив, не требуют такого "долголетия". Выбор напрямую зависит и от требуемого качества публикации. Даже великолепный макет, отпечатанный в лучшей типографии, не позволит вам издать качественный иллюстрированный журнал ня гячртнпн бумаге.
Как правило, заказчик хочет получить тираж в очень сжатые сроки. Для того чтобы их не сорвать, следует заранее выяснить в типографии, за какой срок они могут изготовить тираж. Исходя из этого можно планировать работу по изготовлению макета. Можно сократить сроки выпуска, проделав часть работы заранее, например, загодя отпечатав обложку.
Разумеется, решающим при выпуске издания всегда остается финансовый вопрос. Все расходы по печати и верстке вместе с прибылью издательства должны умещаться в бюджет издания. Размер бюджета оказывает непосредственное влияние на все аспекты издания: на выбор типографии, бумаги, красок, способов печати, а также на сложность верстки, размер тиража и сроки выпуска. Размер тиража не должен быть слишком мал, т. к. различие в стоимости 1000 отпечатков и 2000 невелико, и малый тираж, отпечатанный обычным способом, будет нерентабелен. На предварительном совещании в типографии самое время поднять вопрос о способах снижения стоимости тиража. Практически наверняка работники типографии смогут дать вам несколько дельных советов на этот счет. Попробуйте обойтись меньшим количеством красок, использовать бумагу другого сорта, печатать малоформатные издания на обрезках другого тиража, изменить формат печатного листа с тем, чтобы получить эффективный спусковой макет и т. п.
Уже на предварительном совещании хорошо сообщить типографам о всех особых требованиях, предъявляемых к изданию. Иногда требуется повышенная точность воспроизведения, особая фальцовка или вырубка. Может быть, вы или заказчик имеете предубеждение против каких-либо технических приемов печати, связанное с предыдущим опытом. Раннее выяснение этих вопросов позволит избежать ситуации, когда при печати обнаруживается, что ваши требования технически не могут быть выполнены.
Не стесняйтесь высказать перед работниками типографии свои, пусть "безумные" идеи. Может быть, они кажутся вам "безумными" потому, что вы не знаете, как их реализовать. Не исключено, что вместе с работниками типографии вы сможете найти способ перевести их в разряд исполнимых. Попросите типографов указать вам на узкие места в проекте, которые будет сложно реализовать при печати. Даже незначительное изменение может предотвратить потенциальные проблемы.
Разработка тактики
Это — самый важный момент предварительного совещания в типографии. Не уходите из типографии, не договорившись с ее сотрудниками о путях дальнейшего сотрудничества. Обязательно добейтесь договоренности по следующим вопросам:

  • Управление цветом и стратегия выбора красок. Если вы собираетесь воспользоваться плашечными цветами, согласуйте с типографией используемую систему цветов. Если для вашей публикации необходима высокая верность передачи цвета, убедитесь, что в типографии имеется необходимое для этого оборудование. После выбора совместно с типографией системы цветов необходимо выбрать бумагу. Для обычной бумаги и бумаги с покрытием выпускаются различные веерные образцы цветов. Договоритесь с типографией о схеме применения красок. Например, если в вашей публикации совместно применяются триадные и плашечные цвета, целесообразно применить систему плашечных цветов, получаемых в результате смешивания базовых триадных цветов. Попросите технолога типографии рассказать о том, как и в каком порядке краски будут наноситься на бумагу. Это поможет вам выбрать правильную стратегию оформления издания в плане использования таких приемов, как выворотка, подавление подлежащего цвета и печать с наложением.
  • Линиатура растра. Располагая сведениями о печатном оборудовании, на котором будет отпечатан тираж, и образцами бумаги, можно выбрать оптимальную линиатуру растра. Эта величина будет играть определяющую роль при сканировании фотографий и выполнении цветовых растяжек (и еще во множестве случаев). Есть ли у технолога типографии какие-либо пожелания или рекомендации по режиму сканирования фотографии? Обсудите также вопросы компенсации растискивания точек, а для цветных фотографий — удаление перекрытого цвета и замену серого компонента.
  • Треппинг. Не подскажут ли вам в типографии, как при минимальных изменениях оригинал-макета вообще избавиться от необходимости заниматься треппингом? Спусковые макеты. На предварительном совещании обязательно решите, кто будет выполнять подготовку спускового макета. В сервисном бюро фотоформы крупного формата выпускают при помощи приложений типа Adobe PressWise. В большинстве типографий, где имеются собственные фотонаборные автоматы, сборка спусковых макетов вручную на монтажном столе постепенно уходит в прошлое, поскольку с помощью компьютеров это обходится намного дешевле. Однако теперь возникает новый вопрос — об ответственности за неправильную разработку спускового макета. Кто должен платить за выполнение дополнительных операций по разрезке и подборке экземпляров издания, без которых не обойтись, если сигнатуры оказываются подобранными иеперно?
  • Требования к оригинал-макету. В каком виде типография хотела бы получить оригинал-макет? Будет ли достаточно отпечатать его на лазерном принтере с высоким разрешением или потребуется вывод на фотонаборный автомат? В последнем случае отпечатки должны быть представлены в виде позитивов на фотобумаге со специальным покрытием или в виде негативов на пленке? При линиатуре растра свыше 100 Ipi и для однокрасочных макетов вывод на фотонаборный автомат становится практически обязателен. Если фотоформы будут выпускаться в сервисном бюро, какие указания по их выпуску следует передать вместе с публикацией? Каким должно быть изображение на фотоматериале — негативным или позитивным, прямым или зеркальным, эмульсией вверх или эмульсией вниз? Если сервис-бюро находится при типографии, смогут ли они без вашего посредничества договориться по поводу треппинга, компенсации растискивания и спусковых макетов? Может быть, эти операции возьмет на себя типография, ликвидируя источник возможных нестыковок? Подробнее о выпуске оригинал-макетов рассказывается в главе 19.
  • Контрольные оттиски. Необходимость и порядок подготовки контрольных оттисков также обсуждаются на предварительном совещании. Будет ли выпускаться контрольный оттиск перед началом печати тиража? Примет ли типография цветопробы, выпущенные сервисным бюро? Необходимы ли контрольные оттиски для настройки печатных машин в типографии?

Comments are closed.