Главная » Adobe Photoshop CS2 » ТОНОВАЯ И ЦВЕТОВАЯ КОРРЕКЦИЯ


ТОНОВАЯ И ЦВЕТОВАЯ КОРРЕКЦИЯ

ТОНОВАЯ И ЦВЕТОВАЯ КОРРЕКЦИЯ
Даже если вы обладаете собственным штатом фотографов-профессионалов и можете получать для работы изображения идеального качества, вам, хотя бы иногда, придется иметь дело с оригиналами из самых разных источников. Речь идет о фотографиях из коллекций на CD-дисках, изображениях из старых печатных изданий, репортажных фотографиях и пр. Коллекции, особенно производства Kodak, как правило, содержат излишне темные изображения. Старые фотоматериалы от времени выцветают, на них обязательно есть дефекты (царапины, пятна). Любительские фотографии, сделанные дешевыми аппаратами, очень часто имеют "неправильные" цвета. Но если содержание оригинала интересно и выразительно, то негоже настоящему творцу бояться трудностей. С помощью Photoshop вы сможете привести даже не очень качественное изображение к профессиональному виду. Разумеется, есть ограничения, и нельзя надеяться на то, что фотографию из газеты пятидесятилетней давности можно исправить до уровня студийной съемки. Однако возможности Photoshop в плане улучшения вида изображений очень широки. Если же оригинал уже имеет хорошее качество, программа позволит сделать его просто идеальным.
Внимание!
Очень важно, чтобы качество изображений не пострадало в самом начале их "цифровой жизни" — после сканирования. Чем выше класс вашего сканера и чем лучше подобраны профили оборудования, тем меньше будут потери на начальном этапе.

Тоновая коррекция
Почему один снимок кажется полным жизни, а другой — плоским как стол, с неразличимыми деталями? Ответ очевиден для фотографа — для наилучшего качества изображения оно, во-первых, должно иметь оптимальный диапазон светов и теней, что делает объекты съемки более рельефными, исключает неприятный серый оттенок. Во-вторых, для обогащения рисунка деталями требуется увеличение контраста в том тоновом интервале, где их наибольшее количество. Эти два положения совершенно справедливы и для обработки изображения в программе Photoshop.
С точки зрения Photoshop тона изображения характеризуются яркостью пикселов с фиксированными значениями от 0 до 255. Та часть полного диапазона яркостей, которая использована в изображении, носит название тонового диапазона изображения. Чем шире тоновый диапазон, тем "глубже" цвета и лучше проработка деталей. Именно эту задачу решает коррекция светов и теней. В идеале в изображении должны быть использованы все значения яркостей (тона).
Если разбить весь тоновый диапазон на три неравные части, то самая темная часть будет называться тени, самая светлая — света, а между ними расположится большой интервал средних тонов. Сюжетно важный фрагмент изображения может находиться в любой из этих частей, где и должно быть максимальное количество оттенков. Коррекция тонов заключается в увеличении контраста сюжетно важного тонового диапазона.
Печатный станок плохо воспроизводит очень темные и очень светлые тона. Глаз тоже устроен так, что лучше всего воспринимаются области средней яркости. Поэтому в понятие коррекции включают и смещение сюжетно важного тонового диапазона в сторону средних тонов, если самые нужные детали находятся далеко в светах или в тенях.
Коррекция тонового диапазона в окне Levels
При выцветании фотографий, неправильном сканировании, нарушении условий съемки и в других случаях могут получиться тусклые изображения. Типичный пример — документ Bmw.jpg с рабочей дискеты. В реальной жизни новая, отполированная машина радует глаз ослепительными бликами на корпусе и темными, почти черными тенями на шинах. На этом же изображении нет ни белого, ни черного — блики светло-серые, тени темно-серые. В результате композиция кажется покрытой грязноватой дымкой и, конечно, "не тянет" на рекламный плакат.
Всего в цифровом 8-битном изображении 256 градаций яркости — от черного (яркость 0) до белого (яркость 255), причем пикселы могут распределяться по градациям неравномерно. Например, если в изображении много пикселов с яркостью 100—150, значит оно выглядит средним по яркости. В темном изображении много пикселов с небольшой яркостью, в светлом — с высокой. Photoshop умеет строить графики распределения пикселов по яркостям — гистограммы. Посмотрев на гистограмму изображения, вы сразу увидите, какой интервал яркостей в нем не задействован и, исходя из этих данных, сможете выбирать метод коррекции. В следующих упражнениях мы поработаем с тоновым диапазоном различных по яркости изображений.
1. Откройте документ Bnw.jpg. Выберите команду
Histogram (Гистограмма) меню Image (Изображение). По оси Х располагаются тоновые градации, или уровни (levels), в диапазоне от 0 до 255, а по оси Y — количество пикселов каждого уровня. В данном изображении много пикселов средних тонов и отсутствуют пикселы в светах и тенях.

Примечание
Окно Histogram (Гистограмма) используется только для получения информации о тоновом диапазоне и для выполнения коррекции не предназначено.
Для исправления недостатков этого изображения воспользуемся окном Levels (Уровни). Принцип подобной коррекции несложен: поскольку в краевых диапазонах нет (или очень мало) пикселов, значит, детали соответствующей яркости на изображении отсутствуют. Вы присваиваете самым темным существующим пикселам изображения нулевую яркость, а самым светлым — максимальную. Тогда тона изображения растягиваются на полный диапазон яркостей. Данную операцию называют расширением тонового диапазона.
1. Выберите команду Levels (Уровни) подменю Adjust (Коррекция) меню Image (Изображение). Диалоговое окно Levels (Уровни) содержит гистограмму изображения. Черный и белый ползунки на гистограмме показывают входные уровни черного и белого. Численно эти уровни отображаются в полях ввода, помеченных на рисунке кружками. При открытии окна черный ползунок установлен на уровне яркости О, а белый — на уровне 255.
2. Передвиньте белый ползунок на значение 235. Изображение стало заметно ярче и контрастнее. Программа присвоила максимальную яркость всем пикселам, яркости которых были при открытии окна (на входе) больше 235. Остальные уровни яркости перераспределились соответственно.
3. Сместив черный ползунок на значение 35, вы присвоите минимальную, нулевую яркость всем пикселам с яркостью меньше 35. Что происходит при отсечении краевых яркостей? Оставшиеся уровни равномерно распределяются по всему диапазону. Поскольку уровней яркости теперь меньше, при растяжении образуются провалы, т. е. некоторых уровней яркостей просто нет. Нажмите кнопку ОК.
4. Снова откройте окно Levels (Уровни) для откорректированного изображения. На гистограмме хорошо видны провалы уровней яркости. Поскольку этих провалов мало, они незаметны ни на экране, ни на печати. Заметьте, что входные уровни светов и теней снова установлены на нулевые отметки.
5. Если вы сильно растянете диапазон тонов, то уменьшение количества полутонов станет заметным. Установите в окне Levels (Уровни) входной уровень черного на 60, а белого — на 170. Изображение стало похоже на плакат. Этот дефект называют иногда пастеризацией (от английского poster — плакат).
6. Для отмены заданных в окне Levels (Уровни) параметров без закрытия окна нажмите клавишу Alt. Кнопка Cancel (Отменить) превратится в кнопку Reset (Восстановить). Щелкните на ней. Смещение уровней- отменено, но окно остается открытым, и можно снова начать коррекцию.
7. Для закрытия диалогового окна без выполнения коррекции щелкните на кнопке Cancel (Отменить).
Другой очень распространенный дефект изображений — слишком большая или слишком малая экспозиция. В первом случае изображение получается очень светлым, во втором — слишком темным. Коррекция таких изображений заключается в изменении гаммы — средних тонов изображения (гамма измеряется в условных единицах от 0 до 10). Вы сдвигаете средние тона в сторону большей или меньшей яркости. При этом тоновый диапазон остается прежним.
,
1. Откройте документ Interior.jpg. Как видно из его гистограммы, детали есть на всем интервале яркости, поэтому отсечение уровней приведет к потере деталировки в светах. Однако пик гистограммы находится в глубоких тенях, и изображение выиграет, если станет несколько светлее. Воспользуемся гистограммой окна Levels (Уровни) для коррекции гаммы изображения.
2. Откройте окно Levels (Уровни). Серый» ползунок показывает положение средних тонов, т. е. гамму документа. Гамма на момент открытия окна равна единице, что отображается в среднем поле ввода группы Input Levels (Входные уровни).
3. Сместите серый ползунок в сторону теней. Гамма увеличивается.» Изображение становится светлее. Заметьте, что тени и яркие света остаются неизменными.
4. Сохраните снимок состояния.

Что происходит при изменении гаммы? Смещая серый ползунок, вы растягиваете одну часть гистограммы за счет другой. В данном случае после коррекции в светах оттенков становится меньше. В изображении Interior.jpg это не очень заметно. Однако, присмотревшись внимательнее, вы увидите, что при увеличении гаммы менее детализированной и излишне яркой становится область окна.

Comments are closed.