ВЕКТОРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И ФИЛЬТРЫ
ВЕКТОРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ И ФИЛЬТРЫ
Векторная программа Adobe Illustrator позволяет легко изменять форму и размеры объектов, их ориентацию в пространстве, что представляется само собой разумеющимся. Вместе с тем, помимо ручных операций для векторных объектов предусмотрены многочисленные средства по их изменению и деформации — векторные эффекты, часть из которых реализуется в виде инструментов, а часть — в виде фильтров.
Векторные фильтры не следует путать с фильтрами точечной графики, которые также включены в программу. Описание точечных фильтров приводится.
Трансформирующие инструменты
Выделенные объекты можно трансформировать — изменять их размер, масштабировать, вращать и т. д. Для этого в программе предусмотрен разнообразный инструментарий.
К инструментам, которые изменяют форму объектов (трансформируют их), относятся инструменты Rotate (Поворот) ( ), Reflect (Зеркало) ( ), Scale (Размер) ( ), Shear (Наклон) ( ) и Blend (Превращение) ( ).
С этими инструментами можно работать в интерактивном режиме ("на глазок") или использовать соответствующее диалоговое окно, которое позволяет вводить точные числовые данные и изменять различные параметры работы инструмента.
Эти диалоговые окна и команды можно вызывать с помощью контекстных меню, которые открываются щелчком правой кнопки мыши.
Определение точки "приложения" трансформирования
Все инструменты, предназначенные для трансформирования объектов, осуществляют свое воздействие на объекты относительно некоторой фиксированной точки, связанной с объектом, — центра преобразования (point of origin). По умолчанию эта точка располагается в геометрическом центре объекта, но при необходимости может быть перемещена в любое место рабочего поля, тем самым обеспечивая своеобразное воздействие на объект (например, при масштабировании или вращении объекта).
|
|
|
|
|
Повторение трансформирования
В программе Adobe Illustrator имеется возможность быстрого повторения действий без повторной установки параметров, что значительно ускоряет работу. В меню Object/Transform (Объект/Трансформирование) представлена команда Transform Again (Трансформировать повторно), которая позволяет повторить последнее перемещение, масштабирование, вращение, отражение и сдвиг произвольное число раз.
Единственное условие — повторение необходимо выполнять непосредственно после трансформирования. И единственное ограничение — данная команда не работает с инструментом Blend (Превращение).
Команду можно вызвать также с помощью контекстного меню (щелчком правой кнопки мыши).
Вращение
Инструмент Free Transform
Инструмент Free Transform (Свободное трансформирование) позволяет вращать объект или совокупность объектов вокруг геометрического центра. Для этого необходимо с помощью инструмента Selection (Выделение) ( ) выделить объект или объекты, предназначенные для вращения, включить инструмент Free Transform (Свободное трансформирование) ( ) и расположить курсор вне "габаритного" прямоугольника (при этом курсор примет форму двунаправленной стрелки ( )) и начать вращение.
|
|
Инструмент Rotate
С помощью инструмента Rotate (Поворот) можно повернуть любую совокупность объектов на произвольный угол не только вокруг геометрического центра, но и вокруг точки "приложения" (центра преобразования), которая по умолчанию хотя и располагается в геометрическом центре объекта или группы объектов, но может быть перемещена.
Во время вращения объекты можно копировать, что позволяет достаточно легко создавать всевозможные декоративные элементы (розетки, круговые орнаменты и пр.).
Для вращения объекта в интерактивном режиме его необходимо выделить и включить инструмент Rotate (Поворот) ( ). Далее, чтобы вращать объект вокруг своего собственного центра, достаточно нажать кнопку мыши и перемещать ее в нужном направлении. Если же объект (или объекты) надо вращать вокруг иной точки (как звезды вращаются вокруг Полярной Звезды), то точку вращения следует перенести, щелкнув левой кнопкой мыши в предполагаемом центре вращения.
|
|
Для того чтобы исходный объект остался на месте, а в новом положении оказалась копия (вращение с копированием), необходимо во время вращения удерживать нажатой клавишу [Alt].
Nota Bene. При этом следует обратить внимание на сам механизм вращения с помощью мыши: чем дальше от вращаемого объекта находится "рычаг вращения", тем точнее можно выполнить вращение. |
Поворот на заданный угол
Если заранее известен точный угол поворота объекта, то выполнить его проще, задав значение угла в диалоговом окне Rotate (Поворот), которое вызывается двойным щелчком на кнопке инструмента Rotate (Поворот) ( ) в палитре инструментов.
|
|
В диалоговом окне представлено поле Angle (Угол) для ввода числовых значений поворота в градусах: положительные значения обеспечивают поворот против часовой стрелки, а отрицательные — по часовой стрелке.
Для того чтобы осуществить поворот вокруг смещенного центра вращения с помощью диалогового окна Rotate (Поворот), необходимо при определении центра вращения удерживать клавишу [Alt].
Если необходим поворот с копированием, то следует использовать кнопку Copy (Скопировать).
Диалоговое окно Rotate (Поворот) можно также вызвать с помощью одноименной команды меню Object/Transform (Объект/Трансформирование).
При вращении большой совокупности объектов, как и при перемещении, может появиться необходимость в некотором "беспорядке" (разумеется, художественном). Для этой цели используется команда Transform Each (Трансформировать каждый), которая открывает одноименное диалоговое окно. В этом окне в поле Rotate (Поворот) следует ввести числовое значение угла поворота в диапазоне от —360 до 360 градусов или добиться нужного значения вращением радиуса в поле справа, а затем установить флажок Random (Случайно).