Главная » Microsoft Publisher 2003 » Верстаем газету (II)


Верстаем газету (II)

Верстаем газету (II)
Теперь можем взглянуть, правильно ли мы сработали. Откроем разворот 2-й 3-й страницы и полюбуемся, все ли так, как хотелось бы. Но прежде опять выделю! значки номеров страниц (каждый в отдельности) и назначим им другой шрифт — примеру, BernhardC. А теперь откроем разворот.
Нет, вроде бы ничего.
Теперь отдельно взглянем, как смотрится номер страницы на фоне овальной плашки, получившейся из прямоугольной с закругленными углами.
Ну, тогда идем дальше. Теперь наша задача — дать газете правильный заголовок. Не в смысле назвать ее (мы уже поименовали), а «родить» Первую полосу — лицо газеты. Это самое порой сложное из всего, что связано с производством печатного органа. В ходе вашей работа по макетированию и верстке, если вы собираетесь этим заниматься всерьез, вы множество раз убедитесь в этом.
Заголовок
Все известные нам десятилетиями газеты — независимо от того, нравились они нам или нет по содержанию — носили запоминаемые заголовки. И не по содержанию, а визуально. «Правда» и «Известия», «Комсомольская правда» и «Социалистическая индустрия», «Труд» и «Советский спорт» — все они отличались характерными, броскими, очень узнаваемыми заголовками, набранными великолепными шрифтами. Вернее, это были уже не наборы, а— логотипы. Вот почему еще я сказал о логотипе осторожно — чтобы вставить в лицо газеты эту «мушку», «родинку», надо пережить множество бессонных ночей. Не ошибиться — главная и часто, бывает, невыполнимая задача, когда вы ищете лицо газеты.
Конечно, сейчас я не стану думать на эту тему: бессмысленно. В качестве логотипа мы выберем нечто условное, какое-нибудь изображение, может быть, вовсе не имеющее отношения к содержанию или направлению газеты. Просто необходимо заполнить вакуум.
Но еще посмотрим, возможно, никакого вакуума и не будет — в зависимости от того, как именно ляжет на полосу заголовок.
Теперь поговорим о конкретном месте этого заголовка.
Если помните, заголовки газет советского времени, несмотря на то что были важными и очень ценимыми, не особенно бросались в глаза при продаже их в киосках. Это, может быть, и не нужно было: все знали пять-шесть центральных газет и могли узнать их без всяких заголовков.
Теперь задача для имени газеты — броситься в глаза. Не в том распространенном переносном смысле, что, мол, переплюнуть других (хотя и доля этого тоже есть), а в смысле — буквально показаться на глаза покупателю. Зная нынешнюю перенасыщенность книжно-газетных развалов и лотков, вы, думаю, поймете, о чем речь. Надо вычислить, как чаще всего раскладывает газетный торговец номера всевозможных газет — только ли названия у него лежат, перекрывая друг друга, или хватает места выставить хотя бы половину первой полосы, куда входит и заголовок. Все надо предусмотреть.
Заголовок должен быть виден сразу и как можно лучше. Было бы глупо прятать заголовок в самый низ первой полосы (часто книги выходят с такими заголовками-названиями, но то книги, да и уже не сейчас, потому что многие книгоиздатели давно используют стереотип, помещая название книги в самый верх обложки). Еще глупее — понадеяться на то, что кто-то из покупателей возьмет номер в руки и внимательно рассмотрит первую полосу, убедится, есть ли кроссворд на последней  так далее. Броско, коротко, заманчиво — вот девиз издания, если оно желает стать популярным. Ну, пусть не популярным, но хотя бы распроданным. Итак, обращаемся непосредственно к первой полосе.
Взглянем, что прежде всего надо сделать.
А сделать надо вот что: избавиться от Верхнего и Нижнего Колонтитулов и от номера страницы. Совсем не назначать их было бы накладно: у нас ведь может (и чаще всего) оказаться не четыре полосы, а 16, 32, 48 и даже больше. Потому Колонтитул и назначается общий сразу на все полосы.
Рисуем большой длинный (в ширину полосы) Прямоугольник и назначаем ему белый контур и белый цвет заполнения. Этим Прямоугольником закрываем весь Верхний Колонтитул.
Это не все. Теперь копируем Прямоугольник в Буфер и опять вклеиваем его. Этим вторым возникшим Прямоугольником закрываем, занавешиваем весь Нижний Колонтитул.
Вот теперь вся страница похожа на ту, на которой стоит поработать. Тем бол что это первая полоса.
Какого размера должно быть название газеты? Конечно, большого, конечно, хотя бы в шестую часть высоты первой полосы, тем более что имя из двух слов можно поместить в «два этажа». Это связано опять же с тем, что газету формата A31 торговцы складывают вдвое, и от привлекательной картинки на первой полосе практически ничего не остается, но зато кладут газету на прилавок так, что видно название. Если оно мелкое, покупатель (потенциальный читатель) ничего не разглядит: слишком все теперь пестро.
Значит, не думать о броской картинке. Значит, думать только о том, как «сыграет» заголовок.
Мы помним шрифт, каким писали название газеты в Колонтитуле. Это - AdverGothicC. Вот этим шрифтом и напишем.
Прежде всего выберем соответствующую собственным вкусам или пристрастиям подложку, подкладку под заголовок. Это уже художественное решение. Кстати, по таким вот деталям иногда легко расшифровать, какому верстальщику была заказана газета. Если разобраться, по-настоящему хороших верстальщиков мало. Себя к ним, упаси Боже, не отношу, но хочу сказать о почерке. Опытный верстальщик обязательно обладает отличимым от всех почерком — как высококлассный радист. Лучше всего почерк определяется по новому изданию, где в первом номере мастеру дали «отвязаться», потому что заказчик, как правило, начиная новое дело, сам не очень хорошо знает, чего он хочет. Тем более что начинают или дилетанты в газетном деле (предприниматели, захотевшие прославиться, издавая или спонсируя некоторый печатный орган), или дилетанты в журналистике и полиграфии (к примеру, писатели), или люди, очень желающие донести до читателя какие-то животрепещущие вопросы и знающие, как это делать, но люди, совершенно не знакомые со спецификой технологии подачи материала. Здесь номер делает почти в 100 процентах из 100 — верстальщик. Тем более что все три категории таких издателей не имеют представления, что у газеты, кроме главного редактора, обязательно должен быть главный художник. Или скупятся на оплату его работы…
Очень жаль. А ведь главный художник, который решит лицо газеты, можно сказать, сделает половину дела, а то и больше. Первоначальные затраты на разработку первого макета или пилотного номера обязательно окупятся. А уж если художник на этом деле собаку съел… Но в жизни не так.
Большую роль играет привычка. Когда-то, лет пять-восемь назад вышел первый номер газеты «Мир новостей». Тогда это была необычная газета, освещающая многие вопросы повседневности и ведущая несколько популярных рубрик. Но лицо газеты по сей день практически не изменилось, хотя техника, которой делается газета, давным-давно шагнула далеко вперед. Возникают и исчезают программы, меняется операционная среда… До сих пор в «Мире новостей» не научились ставить вместо дефисов тире. Из-за этого резко снижается доверие к изданию: они заявляют, что у них тираж 800 тысяч экземпляров, а я вижу, что набор осуществляется до сих пор в MS-DOS. Или, на худой конец, в примитивном «Ворде». Конечно, при периодичности один раз в неделю никакой верстальщик не угонится заменить все дефисы, проставленные вместо тире, на само тире. Вот наконец-то совсем недавно, с полгодика, появились в газете приличные и узнаваемые по почерку заголовки. Ну, думаю, хорошего верстальщика нашли, но ему не доверяют материал, сидит на заголовках. И что же? Недавно просматриваю газету и читаю: «Газете «Мир новостей» требуется верстальщик»… Прискорбно. Как привыкли работники газеты к такому-то типу работы с макетом, так и не собираются отвыкать. Скоро может получиться так, что «Мир новостей» перестанет кого-либо интересовать, тем более что теперь половина номера или больше — отдается рекламе.
Опытному верстальщику очень трудно в таких условиях проявить себя и стать по-настоящему полезной единицей в коллективе издательской группы. «Нет, мы так не делаем, нам так не надо», — скажут ему те, кто, сам того не желая, тянет ев издание на задворки. А он-то делал так, как надо для того, чтобы остаться плаву…
Но мы отвлеклись. Речь шла о подложке для заголовка. Нарисовали прямоугольник, закрасили его серым цветом, назначили некоторую линию вместо скучной а линии контура, скруглили углы (опять путем изменения автофигуры: оказалось, что прямые углы с колючими вершинами не очень подходят для этой газеты, хотя она у нас и чисто теоретическая). Потом я подумал и нарисовал еще один контур — внутренний. Это еще один Прямоугольник со Скругленными Углами, которые немного заострены по сравнению с тем, что рисуется по умолчанию. Этот второй Прям угольник пришлось обесцветить (назначил в меню Move Fill Colors или в поле диалога Format AutoShape опцию No Fill — Нет Заливки). Пока все.
Затем назначили в поле подложки Текстовый Блок и шрифтом, о котором говорили, написали заголовок газеты. В первой строке, как вы видите, пришлось поработать опциями трекинга и ширины символа. Все это легко находится на Панели Measurement.
Пока тоже все.
Теперь скопируем написанный текст в Буфер Обмена. Делается это выделением самого текста, а не блока. Если выделить текстовый блок, то лишь блок и скопируется. Особенно учтите это обстоятельство на тот случай, когда вам придется что-нибудь вырезать, чтобы потом вставить. Может так получиться, что вы долго работали над содержимым, а потом в одну секунду его потеряли. Вставляете из Буфера, а вставляется только пустой блок… Выделяйте тест мышкой — либо протаскиванием, либо тремя щелчками. И уж тогда копируйте в Буфер. Все скопируется с теми настройками, какими обладает данный текст.
Потом я нарисовал Тестовый Блок ниже серого поля. После того, как вы нарисовали текстовый блок, в нем обязательно запульсирует курсор. Это значит, что блок готов принимать текст. Что ж, дадим ему текст. Командуем Вставить — или в меню Edit, или с Панели управления. И наш «Свет разума» в виде почти идентичного дубликата появляется в поле Текстового Блока. Почему «почти»? Потому что не рисовал я новый Текстовый Блок с точным приближением к первому. Рисовал на глазок.
После этого совершаем следующие действия. Выделяем текст в новом Текстовом Блоке и через кнопку Панели управления Цвет Текста назначаем цвет — белый. Затем открываем кнопку Заливка (рядом на той же Панели) и назначаем Fill, то есть полную прозрачность фрейма.
Берем Блок с белым текстом и, принеся на серое поле, оставляем там — вы: видите. Получился белый текст и его тень, причем резкая, черная.
Дальше. Я придумал вставить в серое поле заголовка вместо логотипа — фото Стоунхенджа, древнейшего памятника на территории Англии, авторов которого никто всерьез не знает. Стоунхендж, как доказал Дж. Хокинс еще в 1963 году, использовался как древнейшая обсерватория и одна из самых древних вычислительных машин. Что это, как не разум? А разум — свет. Кстати сказать, я выбрал фото именно поэтому: Стоунхендж умнее нас всех, с нашей продвинутой! наукой. Как бы мы ни пыжились, наука и техника наши очень здорово умеют лишь… убивать. На пользу работают плохо. Заразить атмосферу, выпустить наружу опасный вирус — это мы умеем. Лечить не научились, а выпускаем…
Как видите, заголовок обошелся без логотипа. К тому же, когда вставили, оказалось, что черная линия внутреннего контура не гармонирует с фотографией. Пришлось не только назначить белую линию, но и поменять ее толщину — вместо % pt теперь 4 pt.
Еще я все то, что нарисовал и вставил, приподнял повыше, чтобы край серого фона совпадал с верхним краем назначенного мною же прежде на Мастер-Странице Верхнего Колонтитула. В момент передвижения был такой момент, когда белые буквы заголовка отстали от черных, мне это показалось симпатичным, и потому вы видите сейчас примерно ту картину, которую я хотел бы оставить.
Дальнейшие действия не нуждаются в объяснениях. Написано и поставлено на свое место (Газета для всех» и «№1 (1) 2002 г.». Потом к изображению Стоунхенджа я пририсовал один вертикальный, а другой горизонтальный тонкие прямоугольники и назначил им градиентную заливку.
Вот что получилось:

Чтобы убедиться в его готовности и посмотреть, как все это смотрится, когда нет отвлекающих линий, особенно штриховых, которыми изобилует программа, я включил опцию Предварительного Просмотра (Print Preview).

Comments are closed.